Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Марина Шемилина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае. Необходимо создать благоприятные условия для развития бизнеса

В декабре прошлого года губернатор Приморского края Владимир Миклушевский подписал постановление №84-пг «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Приморском крае». На должность уполномоченного по защите прав предпринимателей назначена Марина Шемилина, хорошо известная в крае как предприниматель и как общественный деятель. Она является председателем Общественного Совета предпринимателей Приморья, занимает пост заместителя председателя Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Приморском крае.
Кандидатуру Марины Шемилиной выдвинули региональные представительства всероссийских объединений – Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», а также приморские сообщества бизнесменов – Общественный совет предпринимателей Приморья, Дальневосточная гильдия рестораторов и отельеров и другие.
С момента назначения прошло достаточно времени, и вот мы попросили Марину Анатольевну рассказать о работе бизнес-омбудсмена.

- Марина Анатольевна, во-первых, вопросы о работе бизнес-омбудсмена в регионе. И первый из них: что он может сделать?

- В настоящее время в Приморском крае Закон «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Приморском крае» принят только в первом чтении.
Кратко полномочия, согласно проекта регионального закона:
• Истребует от органов власти и должностных лиц необходимые документы и материалы
• Обращается в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов власти и ОМСУ
• Направляет Губернатору ПК, в органы власти мотивированные предложения о принятии, внесении имений, отмене нормативных актов
• Участвует в заседаниях ЗаКСа, органов исполнительной власти, ОМСУ ПК при рассмотрении вопросов, касающихся защиты прав СПД
• Принимает участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя
• Проводит проверки самостоятельно или участвует в совместных проверках с органами власти по проверке фактов нарушения прав и законных интересов СПД
• Создает экспертные, консультативные и общественные советы
• Привлекает экспертов и специалистов
• Назначает общественных помощников
• Заключает соглашения о взаимодействии с органами власти по вопросам осуществления деятельности
• Осуществляет иные действия в рамках своей компетенции

На первый взгляд, у уполномоченного не так уж и много компетенций, но, повнимательнее изучив федеральный и наш проект, понимаешь, что, при условии возможности реализации всех указанных норм можно реально влиять на ситуацию и оказывать содействие в восстановлении прав.

Органы власти, в которые обращается Уполномоченный, обязаны обеспечить его запрашиваемой информацией, руководители органов власти обязаны обеспечить его прием – это немаловажно для решения проблемных вопросов.

Одной из серьезных системных проблем, влекущих за собой многочисленные нарушения прав предпринимателей - отсутствие персональной ответственности должностных лиц органов власти (ОМСУ) за незаконно принятые решения или бездействия. Если институт уполномоченного, в целом, сможет сдвинуть это с «мертвой точки» - будет огромный плюс для обеспечения прав предпринимателей или их восстановления в случае нарушения.

- Вопрос второй: кого, как правило, приходится защищать (какие сегменты бизнес-деятельности нуждаются в наибольшей защите)?

- Анализ обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, не позволяет выделить отдельные сегменты, обращения поступают от малого и среднего бизнеса, занятого в различных сферах. Микробизнес, ИП, как правило больше нуждаются в консультациях, в том числе юридических, в большинстве случаев достаточно разъяснений или предоставления необходимой информации. Чем крупнее бизнес – тем крупнее проблемы! По данным на 01.08.13, практически нет обращений на проведение неправомерных контрольных мероприятий. Вернее, такое обращение только одно, и по нему идет рассмотрение. Сами по себе мероприятия проведены в соответствие с законодательством, выясняем, не носят ли они заказной характер, а это уже сфера деятельности не Уполномоченного, а культура ведения бизнеса, когда менее успешные или завистливые начинают «строчить» анонимные, либо с подставными именами, кляузы на более успешных конкурентов. К сожалению, такова реальность современного бизнеса.

30% жалоб - на действия (бездействия) ОМСУ, в основном, по земельным вопросам.

Так как Приморский край является приграничным, то, безусловно, требует повышенного внимания контроль за качеством оказываемых государственных услуг в сфере таможенного оформления грузов. От предпринимателей есть жалобы на действия должностных лиц ФТС, выносящих решение о корректировке таможенной стоимости товаров. Это системная проблема, мы проводим анализ и плотно работаем с АСИ по ее решению (проблема включена в «дорожную карту»).
Поступают обращения от предпринимателей, содержащие предложения по усовершенствованию действующего законодательства.

- А как относятся к Вам и вашей деятельности представители власти?

- Отвечу кратко: по-разному.

- Только что была объявлена предпринимательская амнистия. Довольны ли Вы тем, как она проведена?

- Еще рано говорить, как она проведена, так как только недавно появились реально уже амнистированные предприниматели.

- А каких результатов Вы от нее ожидаете? Какая часть необоснованно осужденных предпринимателей сможет выйти на свободу? Как повлияет эта амнистия на дальнейшие дела предпринимателей?

- Думаю, что количество предпринимателей, подпадающих под амнистию, будет меньше, чем предполагалось в самом начале, так как основная 159 ст. туда не вошла. А это была самая «любимая» статья для привлечения к уголовной ответственности «неугодных» кому-либо (причем не всегда власти, даже чаще не власти). Но, в любом случае, это посыл власти относительно ее намерений изменить отношение к предпринимателям, отказаться от презумпции виновности, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике.
Надеюсь, что изменение уголовного законодательства, амнистия позволят исключить из системы права зацепки, которые позволяют превращать хозяйственный спор в сведение счетов при помощи заказных уголовных дел. Мне кажется, это самое главное.
Что касается точного количества амнистированных, то на мои запросы уполномоченные по реализации амнистии в ПК органы дали ответы, но я еще нахожусь в отпуске, так что не успела с ними ознакомиться. На память, конечно, не помню, но их очень немного.

- Насколько распространено в вашем регионе рейдерство? Какую роль в нем играют представители власти?

- У меня нет обращений по вопросам рейдерства.

- Что, по-вашему, должно делать государство для реального развития бизнеса в вашем регионе?

- Создать реально благоприятные условия для развития бизнеса и комфортного проживания людей, развивать базисную инфраструктуру, гарантировать защиту прав и интересов инвесторов, остановить отток населения и принять меры к его увеличению.

Материал подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости