Недавно на нашем сайте было опубликовано интервью с Николаем Смирновым «Региональные бизнес-омбудсмены – профессиональные риски», посвященное возможным проблемам в работе уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах.
Николай Смирнов, рассматривая, с точки зрения эксперта, возможные риски в работе региональных бизнес-омбудсменов, высказал целый ряд соображений, вызвавших критику со стороны тех, кто знает эти проблемы по собственному опыту.
Мы обратились к ряду региональных бизнес-омбудсменов с просьбой высказать свое мнение по вопросам, поставленным в интервью. Вопросы были нами сформулированы одни и те же для всех, кто согласился нам ответить.
И вот сегодня мы публикуем ответы уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Карелия Елены Георгиевны Гнётовой.
Так ли серьезно риски, названные Николаем Смирновым, влияют на Вашу практическую деятельность?
Какие основные риски в работе Уполномоченного?
Все риски Уполномоченного связаны с работой по конкретным жалобам предпринимателей: ты либо можешь помочь предпринимателю, либо нет. Причины невозможности помочь тоже разные.
Иногда в основе проблемы лежит конфликт, который необходимо выявить и потушить. Иногда нарушений прав предпринимателей не выявлено, а речь может идти о системной проблеме, проблеме несовершенства законодательства, законных, но явно избыточных требованиях.
А нередко, бывает и такое, предприниматель сам является нарушителем закона.
Не все адекватно могут принять тот факт, что Уполномоченный не в силах помочь всем и каждому: переписать законы, закрыть все уголовные дела и решить проблему каждого частного бизнеса. Иногда Уполномоченный сталкивается и с тем, что его имя пытаются использовать в своих интересах определённые бизнес группы.
Не случайно выступая на круглом столе, посвященном исполнению норм Федерального закона N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», Борис Титов сообщил, что предоставление неприкосновенности ему было бы вполне оправданным. Он и его коллеги должны быть защищены законом, поскольку в силу своих служебных обязанностей они затрагивают интересы некоторых крупных и хорошо подготовленных в юридическом плане компаний.
Насколько в действительности можно говорить о том, что региональный бизнес-омбудсмен гораздо больше зависит от федеральных структур, чем от региональных?
Региональный бизнес омбудсмен в своей деятельности независим и это указано как в федеральном, так и в региональных законах. У меня в практике не было ни одного случая, чтобы мне кто-либо диктовал, как поступить с той или иной жалобой. Такого диктата не было ни от региональных структур, ни тем более от федеральных.
Какие бизнес-объединения имеют реальную возможность влиять на действия уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах – региональные или отделения федеральных?
Уполномоченный, во всяком случае в Республике Карелия, работает в тесном сотрудничестве с общественными предпринимательскими сообществами. Многие вопросы решаются совместно, строятся деловые отношения. Влияния на то, как конкретно действовать Уполномоченному в том или ином случае, не оказывается.
Правда ли, что региональный бизнес-омбудсмен реально может оказаться одним из инструментов давления федерального уровня на региональную власть, или это – чисто умозрительное моделирование ситуации, не имеющее отношения к действительности?
Это какая-то конспирологическая теория, не имеющая отношения к действительности. Конечно, Уполномоченный проводит мониторинг состояния предпринимательского климата в регионе, анализирует поступающие жалобы. Выделяет тенденции, системные проблемы, влияющие на предпринимателей.
Исходя из этих данных, готовятся рекомендации органам власти по изменению и улучшению предпринимательской ситуации в регионе. Возможно эти данные используются для составления рейтингов инвестиционной привлекательности региона (где один из показателей- благоприятный предпринимательский климат).
В связи с этим, вероятно, и появилось мнение, что Уполномоченный - некий элемент давления.
Какие риски в деятельности региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей выделили бы Вы?
Ещё один уровень риска я могу отметить после принятия регионального закона «Об Уполномоченном». Карельские парламентарии очень подробно прописали статью, связанную с выражением недоверия Уполномоченному. Причём, карельское "ноу- хау" предусматривает, что группа предпринимателей может обратиться к Главе республики с заявлением о выражении недоверия в связи с действием либо бездействием Уполномоченного по отношению к рассмотрению той или иной жалобы. Критериев, которые могли бы чётко определить надлежащим или ненадлежащим образом действует Уполномоченный в связи с рассмотрением той или иной жалобы, нет.
Здесь я, как раз, усматриваю элемент давления на Уполномоченного и определённые риски в деятельности омбудсмена.
Не слишком ли еще рано анализировать деятельность региональных бизнес-омбудсменов, ведь они только начали работать?
Согласна. С учётом того, что долгое время многие Бизнес Омбудсмены работали на общественных началах, используя ограниченные ресурсы и не имея полномочий, подвергать анализу деятельность региональных уполномоченных слишком рано.