В пятницу 3 июля Госдумой РФ были приняты в третьем чтении поправки в закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон), направленные на повышение энергетической эффективности объектов технического регулирования, обеспечения сближения норм Закона с нормами Соглашения ВТО по Техническим барьерам в торговле, а также обеспечения эффективной реализации принятых технических регламентов. Ниже рассмотрены основные поправки к Закону.
1. Энергоэффективное техническое регулирование В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» одобрены поправки, предусматривающие, что целью принятия технических регламентов является также и обеспечение энергетической эффективности. Данные изменения позволят при разработке проектов технических регламентов учитывать требования, направленные на повышение энергетической эффективности, а также возможные социально-экономические и иные последствия их принятия и реализации во всех сферах деятельности, в том числе направленных на создание энергоэффективной экономики страны.
2. Разработка проектов технических регламентов Поправками закрепляется использование международных стандартов в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, что делается в целях устранения неопределенности норм Закона и сближения их с нормами Соглашения ВТО по Техническим барьерам в торговле. В целях повышения эффективности реализации принятых технических регламентов поправками предусматривается, что проекты правил и методов исследований (испытаний) и измерений должны быть опубликованы в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования в электронной форме не позднее, чем за 30 дней до дня их утверждения. Введение данной нормы вызвано необходимостью обеспечения органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), осуществляющим обязательное подтверждение соответствия требованиям технических регламентов, и другим хозяйствующим субъектам возможности заранее ознакомиться с особенностями применения указанных правил.
3. Уточнение функций национального органа по стандартизации – Ростехрегулирования, в части информирования заинтересованных лиц о деятельности в области стандартизации В целях обеспечения доведения до заинтересованных лиц официальных документов в области стандартизации, утверждаемых Ростехрегулированием, в Закон вводятся соответствующие поправки следующего содержания:
Ростехрегулирование организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;
Ростехрегулирование обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к национальным стандартам, сводам правил, включенным в перечни национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов, а также к национальным стандартам, включенным в перечни национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия;
Ростехрегулирование предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования.
В целях обеспечения возможности реализации продукции, изготовленной во время действия сертификата соответствия или декларации о соответствии, в течение срока годности (службы) этой продукции, поправками предусматриваются соответствующие изменения в пункт 3 статьи 23 Закона.
Для обеспечения возможности установления в техническом регламенте особенностей маркирования конкретной продукции знаком обращения на рынке поправки предусматривают соответствующее дополнение в пункт 2 статьи 27 Закона. В целях обеспечения подготовки для утверждения Правительством Российской Федерации списков продукции для таможенного оформления, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия, поправками вносятся изменения в пункт 1 статьи 29 Закона. Данные изменения устанавливают порядок разработки указанных списков, включая срок их представления в Правительство Российской Федерации, а также ответственные за их формирование и внесение в Правительство Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.
Кроме того, поправки уточняют определение понятия «свод правил».
Осталось дело за Президентом: утверждение им перечисленных поправок к Закону «О техническом регулировании» позволит более эффективно реализовывать положения Закона, будет способствовать повышению энергетической эффективности объектов технического регулирования и экономии не восполняемых природных ресурсов, росту конкурентоспособности отечественной продукции, а также устранению барьеров в торговле, в том числе за счет сближения норм Закона с нормами ВТО и обеспечения возможности реализации продукции, изготовленной во время действия сертификата соответствия или декларации о соответствии, в течение срока годности (службы) этой продукции.