Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

Дырявый спасательный круг государственной поддержки

Во второй половине марта 2009 года была принята программа антикризисных мер Правительства РФ. Развитие малого предпринимательства и снижение административного давления на бизнес было признано одним из ключевых приоритетов антикризисной политики. Выступая на Всероссийском форуме по развитию малого и среднего предпринимательства, премьер Владимир Путин выдвинул ряд дополнительных инициатив, направленных на облегчение условий деятельности малых предприятий в условиях финансово-экономического кризиса. Однако с момента декларирования и начала реализации антикризисных мер по поддержке малого предпринимательства прошло уже больше месяца (а если учесть, что большая часть мер по поддержке малого предпринимательства была заявлена еще в ноябре 2008 года и плавно перетекла в новую программу, то больше шести месяцев), но каких-то конкретных решений и действий в этой сфере предпринято фактически не было. Механизмы реализации предлагаемых мер в настоящий момент вызывают больше вопросов, чем ответов, и выглядят противоречиво.

Одной из ключевых мер по поддержке малого предпринимательства является вступление в силу нового федерального закона о защите прав предпринимателей при проведении контрольно-надзорной деятельности. Эта мера – единственная конкретная мера, направленная на снижение административных барьеров. При этом уже сейчас, пока новые правила еще формируются, чиновники увеличили административное давление на предпринимателей. В принципе логика чиновников очевидна: за счет усиления давления на бизнес они пытаются компенсировать свои потери, вызванные изменениями в правилах игры, а также сокращением бюджетного финансирования в условиях кризиса.
Устанавливаемый согласно данному закону уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности также может стать дополнительным бременем для начинающих предпринимателей. Согласно данному порядку предприниматели будут брать на себя ответственность за соответствие их деятельности ряду обязательных требований федерального законодательства без документального подтверждения данного соответствия, что, по некоторым оценкам, несет в себе значительные риски.

Другой ключевой мерой по поддержке предпринимательства выступает установление льготных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям. Можно сказать, что сама по себе мера несет в себе определенный положительный эффект, но не имеет комплексного характера. Для ее успешного внедрения ряд необходимо преодолеть ряд дополнительных сопутствующих ограничений. Необходимо обеспечить доступность технологического присоединения, информационную открытость, защиту от злоупотреблений монопольным положением со стороны электросетевых компаний, оказывающих услуги по присоединению, значительно повысить прозрачность всех процедур. Главное же – это то, что информация о свободных мощностях должна быть доступна для любой компании. Любой предприниматель, желающий открыть новое предприятие, должен знать о том, как можно было бы обеспечить технологическое присоединение. Решений указанных вопросов пока не было предложено.

В рамках реализации антикризисной программы предполагается распространить требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при закупках не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Безусловно, государственные закупки могут сыграть ключевую роль для стимулирования спроса и обеспечения стабильного функционирования малых предприятий. Тем не менее прямые санкции за нарушение данного требования в законодательстве отсутствуют, поэтому и государственные, и муниципальные заказчики могут без каких-либо проблем игнорировать малые предприятия при размещении заказов.

Правительство также предлагает освободить предпринимателей, уплачивающих налог на вмененный доход, от необходимости использования контрольно-кассовой техники. Меру можно назвать действительно необходимой: издержки на обслуживание контрольно-кассовых машин составляют значительную величину. Сама по себе предлагаемая мера не является чем-то новым. Такие предложения обсуждаются уже несколько лет. Законопроект об отмене применения контрольно-кассовой техники был принят в первом чтении Государственной Думой полтора года назад. Еще в 2004-2005 годах с подобной инициативой выступало Министерство экономического развития. Как показывает практика, предложения об отмене контрольно-кассовой техники в ходе обсуждений в предыдущие годы сталкивались со значительным сопротивлением со стороны чиновников (прежде всего Минфина и налоговых органов), поэтому насколько быстро будет реализована предлагаемая мера сейчас – остается неясным.

Отдельное внимание хотелось бы уделить мерам, связанным с финансовой поддержкой малых предприятий и предоставлением им налоговых льгот. В рамках реализации антикризисных мер субъектам РФ было дано право уменьшать ставку с 15% до 5% от суммы дохода при применении упрощенной системы налогообложения. Сама мера в целом обладает высоким антикризисным потенциалом, способствуя высвобождению дополнительных финансовых средств. Однако в 2009 году только 25 из 83 субъектов РФ пошли на реализацию данной меры. Многие регионы, и так испытывающие сложности с наполнением бюджета, не согласились снижать налоговое бремя для малых компаний. Такая региональная неоднородность усилила противоречивость применения меры: у предпринимателей, столкнувшихся со сложностями в связи с кризисом, сформировалась сильная мотивация к «бросанию» существующей организации и созданию новой (новых) фирм в регионе, снизившем налоговую ставку, для оптимизации налоговой нагрузки. По оценкам общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», принятое решение поможет на практике не более 5-7% действующим предпринимателям. Почему-то не было предложено распространить аналогичные меры на плательщиков единого налога на вмененный доход.

Что касается финансовой поддержки малых предприятий, здесь ситуация выглядит еще более запутанной. В соответствии с предложениями расходы на государственную поддержку малых предприятий планируется значительно увеличить. Заметно расширяется программа финансовой поддержки малого бизнеса, реализуемая Внешэкономбанком. Приоритетными направлениями финансовой поддержки выступают выделение грантов начинающим предпринимателям, создание региональных гарантийных фондов, субсидирование процентных ставок по кредитам и развитие микрофинансовых организаций. Предложения выглядят довольно позитивно: Правительство намерено выстроить целостную систему финансовой поддержки малых предприятий на региональном и местном уровне. Но дальше слов здесь пока не удалось продвинуться. Деньги на данный момент, несмотря на все официальные заявления, так и не дошли до конечных получателей – малых предприятий. По результатам опроса предпринимателей проведенного в апреле 2009 года в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области Национальным антикоррупционным комитетом совместно с Всероссийским движением «За честный рынок», порядка 87,1% опрошенных (всего было опрошено более 1300 предпринимателей) не имеют доступа к реальной финансово-экономической помощи в рамках реализации антикризисных мер. Действительно, такое мнение предпринимательского сообщества выглядит обоснованным. Средства малым предприятиям выделяются в соответствии с двухуровневой процедурой. Так, Российский банк развития – дочка Внешэкономбанка, непосредственно реализующая программу финансовой поддержки малого бизнеса, отбирает региональные банки для выделения им дополнительным ресурсов, а уже банки в свою очередь, кредитуют малые предприятия. В свою очередь критерии и методы отбора банков-партнеров не являются четкими и прозрачными.
С другой стороны, Министерство экономического развития отбирает субъекты РФ для выделения им субсидий на поддержку малых предприятий. Как показывает практика, конкурсный отбор банков и субъектов РФ, утверждение всех соответствующих документов и принятие решений затягивается. Интересно, что в антикризисной программе указывается, что «заинтересованные регионы смогут использовать федеральные средства уже в 1 квартале текущего года», а предварительные итоги конкурсного отбора субъектов РФ были подведены лишь 13 марта 2009 года.
Можно констатировать, что двухуровневая цепочка выделения средств непосредственно малым предприятиям выглядит очень забюрократизированной. Во многом показательной является ситуация, когда, согласно заявлениям руководителей Внешэкономбанка, широко разрекламированные 30 млрд. рублей на кредитование пока не дошли до банка, а сам банк для реализации программы кредитования малых предприятий собирается обратиться за кредитом в ЦБ. Взятый кредит будет потом компенсироваться за счет обещанных банку 30 млрд. рублей. Пройдет еще немало времени до того момента, когда реальная поддержка предпринимательскому сектору будет оказываться. По самым оптимистичным расценкам, дополнительные финансовые ресурсы в рамках государственной поддержки малые предприятия смогут получить не раньше конца лета.

Таким образом, очевидно, что механизмы реализации предлагаемых мер не всегда являются проработанными, а сами меры могут и не дать необходимого положительного импульса для сектора малого предпринимательства. Учитывая задержки с принятием государственных решений, возможно, в условия кризиса имеет смысл, как минимум, не мешать малым предприятиям противодействовать кризисным явлениям самостоятельно. А для этого, как представляется, наиболее эффективными могли бы стать меры, по сокращению численности сотрудников контрольно-надзорных органов, введение моратория на проведение проверок предприятий малого бизнеса в течение 2009 года со стороны федеральных органов власти, а также замораживание роста тарифов на услуги естественных монополий.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости