Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

О мерах по расширению доступности инженерной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства

В настоящее время проблемы, возникающие при присоединении к инженерным сетям, являются одними из наиболее остро стоящих при осуществлении предпринимательской деятельности. В первую очередь это относится к электроснабжению, в том числе избыточным административным ограничениям, связанным с присоединением субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям. На наличие такого барьера отдельно указывал Президент РФ на заседании президиума Госсовета в Тобольске, подчеркнув, что устранение этого барьера – один из доступных способов снижения затрат бизнеса.

За годы существования института технологического присоединения в нем обозначился ряд проблем, непосредственно касающихся субъектов МСП, среди которых необходимо выделить следующие:

  1. Высокую плату за технологическое присоединение1.
  2. Отсутствие достаточной возможности присоединения2.
  3. Сложность процедур, затягивание сроков, низкая прозрачность и злоупотребления в процессе технологического присоединения.
  4. Недостаток необходимой для бизнес-планирования информации, позволяющей субъектам МСП оценить основные параметры и риски бизнес-проекта с учетом возможностей и ограничений по технологическому присоединению.

Первые шаги по решению обозначенных проблем выразились во включении в Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством РФ по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса, следующей меры: «снижение платы за присоединение к электрическим сетям объектов малой мощности (5,5 МРОТ за объекты мощностью до 15 кВт)». В расширенном варианте эта мера также вошла в Программу антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г.: «Установление платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере не более 550 руб. Установление рассрочки оплаты для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт». Однако в подобном виде данная мера имела невысокую потенциальную эффективность в силу отсутствия комплексного подхода к решению обозначенных проблем.

Первым полноценным действием за последние несколько лет, направленным на решение проблем, возникающих при присоединения энергопринимающих устройств субъектов МСП к эклектической сетям , является принятие вступившего в силу 5 мая 2009 г. постановления Правительства РФ № 334 от 21 апреля 2009 г. «Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям».

Остановимся подробнее на основных нововведениях и изменениях, вносимых данным документом:

  1. Изменения в постановление Правительства № 861 от 27 декабря 2004 г. «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»:

    1.1. Закрепление льготных условий присоединения для малого бизнеса. Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 руб. Потребителям с присоединенной мощностью от 15 до 100 кВт включительно дано право воспользоваться беспроцентной рассрочкой (до 95% общей стоимости услуг) на срок до 3 лет. Установлена возможность в течение 5 лет после присоединения потребовать у сетевой компании возврата средств за невостребованную мощность.
    1.2. Становится невозможным отказ сетевой организацией от подписания договора технологического присоединения.
    1.3. Утвержден порядок обязательного расширения существующей сети сетевыми компаниями в случае исчерпания резерва по присоединению потребителей.
    1.4. Детализированы и определены границы ответственности сторон при осуществлении мероприятий по технологическому подключению: заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация.
    1.5. Установлен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в зависимости от типов заявителей и условий присоединения.
    1.6. Установлена обязанность сетевой организации уплаты неустойки в случае несоблюдения сроков технологического присоединения.
    1.7. Исключена необходимость согласования мероприятий по технологическому присоединению с Ростехнадзором.

  2. Изменения в постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

    2.1. Существенно расширен перечень информации, обязательной к раскрытию сетевыми компаниями (принят стандарт раскрытия информации).
    2.2. Предусмотрено опубликование типовых договоров технологического присоединения, сведений об утвержденных тарифах на технологическое присоединение, резерве свободных мощностей, инвестиционных программах, объеме присоединяемой мощности, объеме заявляемой мощности и др.

Отдельного внимания требует вопрос установления порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности. Данная тема несколько последних лет находилась на повестке дня, при этом до принятия постановления Правительства РФ № 334 не существовало правовых основ использования данного механизма. Применение вступивших в силу норм и правил, регламентирующих особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности, должно привести к формированию «вторичного» рынка присоединенной мощности, создать стимулы для проведения энергосберегающих мероприятий, а также способствовать сокращению дефицита мощностей, поскольку затраты на снижение потребляемой мощности значительное меньше, чем на создание новых энергообъектов.

В целом принятое постановление Правительства № 334 должно положительно повлиять на уровень организационной, информационной и ценовой доступности технологического присоединения, а также привести к снятию ряда административных ограничений для субъектов МСП. Дальнейшая работа по совершенствованию процедур технологического присоединения энергопринимающих устройств должна быть нацелена на реализацию мер, направленных на предотвращение и пресечение злоупотреблений со стороны сетевых компаний, мониторинг правоприменения закрепленных норм, а также на конкретизацию порядка реализации права потребителей на индивидуальный проект технологического присоединения в целях дополнительной регламентации процедур перераспределения присоединенной мощности.


1 Средняя стоимость присоединения 1 кВт (при общей мощности менее 30 кВт) колеблется от 3 до 10 тыс. руб. в зависимости от региона. В Москве на 2009 г. плата установлена в размере от 70 до 100 тыс. руб. за 1 кВт мощности.

2 По данным Минэкономразвития России, в 2008 г. было удовлетворено только 15 % подданных на технологическое присоединение заявок.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости