Опубликовано в газете «Новые Известия» 28 Августа 2009 г.
В период кризиса нередко осуществляются заветные мечты. За 2009 год количество мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) и объемы бюджетного финансирования этой поддержки достигли рекордного уровня. Вступили в силу поправки в закон о проверках малого бизнеса контролирующими органами. Приняты решения об упрощении и удешевлении подключения малых предприятий к энерго-, газо- и водному снабжению, расширяется их привлечение к выполнению государственных заказов. Наконец, после длительных дискуссий было отменено обязательное применение кассовых аппаратов для предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход.
Все эти меры, безусловно, своевременны. По данным проведенного в мае 2009 года Торгово-промышленной палатой РФ социологического обследования состояния малого и среднего предпринимательства, у большинства субъектов хозяйствования этой сферы упали объемы деятельности. Наибольшее падение отмечено в строительстве, где по состоянию на весну этого года малый и средний бизнес был близок к коллапсу. Заметим, летом ситуация для него несколько улучшилась. В большинстве других отраслей сокращение объемов производства в мае достигло примерно трети от предыдущего периода. Менее всего сокращение затронуло транспорт и связь, гостиницы и рестораны, розничную торговлю. Единственная сфера деятельности малых и средних предприятий, показывающая рост объемов, несмотря на кризис, – это здравоохранение.
Российский МСБ в целом одобряет предпринимаемые федеральными и региональными властями меры по его поддержке. Но при этом за прошедшие десятилетия он явно научился обходиться и без нее, двигаясь своим понятным ему путем. В нашей стране, как и в большинстве развивающихся стран, сложился свой мир малого и среднего предпринимательства, отличный от высокоразвитых государств. Наиболее ярко это проявляется в сфере инноваций. И до кризиса, и во время его высшими чиновниками неоднократно делались заявления о важности переориентации МСБ на инновационные цели. В высокоразвитых странах малое и среднее предпринимательство – это мощный дополнительный двигатель инновационного развития нации. Российский же малый бизнес в абсолютной массе своей – торгово-посреднический. И в среднем бизнесе дела обстоят не лучше. Инновационные предприятия выглядят как позитивное, но редкое исключение из общего правила. Поэтому меры государственной поддержки инновационного предпринимательства не меняют общей безрадостной картины в этой сфере. Ориентированная на экспорт сырья и топлива, российская экономика в большинстве случаев отторгает от себя научно-техническое инновационное предпринимательство.
А наши субъекты малого бизнеса ко всему прочему еще и испытывают явный недостаток основного капитала. Такой бизнес не может считаться базой среднего класса. Общая незащищенность прав собственности в институциональной организации экономики России в полной мере относится и к малому бизнесу, причем в ее экстремальных формах. Он на порядок теснее связан с теневой экономикой, чем малый бизнес высокоразвитых стран.
Проблемы теневой экономики и административных барьеров – ключевые для понимания особенностей развития малого бизнеса в нашей стране. По экспертным оценкам, теневая экономика охватывает в этом секторе от 30 до 40% объема продукции и услуг. С «тенью» прямо или косвенно связаны практически все российские субъекты МСБ. Для них она непосредственно воспроизводится мощным институтом неправомерных, иррациональных административных барьеров на пути предпринимательской деятельности. Уход в теневую экономику – это очевидный способ уменьшения малым и средним бизнесом тягот от вымогательства чиновников. Значит, совершенно правильно то, что и президент, и правительство ведут борьбу с административными барьерами, а значит, и с коррупцией, и с теневой экономикой. Но против этой борьбы восстают широкие массы самого коррумпированного чиновничества. По имеющимся независимым оценкам, острота коррупции в России в условиях кризиса только усилилась. То есть чиновники, как и прежде, побеждают.
Понимание неоднозначности сложившейся ситуации российскими высшими органами власти, судя по декларируемым мерам, имеется. Правительство готовит новые нормативные акты по введению штрафных санкций против нерадивых госслужащих, по их деквалификации. Все это нужно делать. Но все это останется не более чем бесплодной кампанией, если не дополнить эти меры активизацией деятельности общественных предпринимательских союзов по контролю за государственным аппаратом, мерами по формированию гражданского общества.
Очевидно, что теневая экономика и коррупция – это вовсе не проблемы только сферы малого и среднего бизнеса. И то, и другое вместе с низкой дееспособностью правоохранительной, судебной системы вносят искажения в мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, а номинально рыночную систему хозяйствования делают псевдорыночной на десятилетия и даже на столетие (как, например, в случае с Аргентиной). Коррупция, теневая экономка, невозможность становления гражданского общества в условиях бедности широких слоев населения – вот чрезвычайно серьезные трудности развития современной России, а уже затем и вместе с ними это трудности сферы МСБ. Без преодоления этих трудностей российское малое и среднее предпринимательство в ходе нынешнего кризиса и после него будет двигаться в рамках закономерностей, характерных для большинства развивающихся стран. То есть оно по-прежнему, останется преимущественно способом социального выживания для части населения через ведение им простейших торгово-посреднических операций.
Никакие меры российского правительства по бюджетному финансированию МСБ, равно как и другие способы поддержки, сами по себе ничего изменить не могут. Тем более что государство в условиях кризиса вынуждено вновь увеличивать налогообложение предпринимательства. Так, намеченная замена единого социального налога на страховые взносы повысит налоговое бремя для МСБ, а, значит, подтолкнет к уходу в «тень» с соответствующим подтверждением его статуса «типового малого и среднего бизнеса развивающейся страны». Поэтому происходящее в настоящее время, увы, не позволяет рассчитывать на скорое улучшение положения российского малого и среднего предпринимательства.
Автор – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН, руководитель Центра формирования предпринимательской среды Института макроэкономических проблем и прогнозирования.