Около недели назад президент Д.А.Медведев дал интервью Первому каналу Российского телевидения, в котором обозначил экономические приоритеты страны на ближайшее будущее, а также отметил достижение – замедление инфляции.
В частности, Президент отметил, что в стране была высокая инфляция, с которой правительство максимально активно пыталось бороться. Однако существенное увеличение государственных расходов по ряду направлений создавало такие проблемы, как, например, высокая стоимость кредитов для граждан. При этом правительство "билось за определенные кредитные ставки", но толку было мало. Сейчас, по словам Д.А.Медведева, инфляция замедлилась. Это - скорее следствие уменьшения общего объема экономики в результате кризиса, нежели результат только стабилизационных мер. Из слов Президента следует, что задача правительства - снижение инфляции до 5-7% в год, ибо тогда "наши граждане смогут получать ипотечные кредиты, потребительские кредиты по нормальным ставкам" (стенограмма беседы доступна на сайте Президента - http://www.kremlin.ru/transcripts/5708).
На этот счет у меня есть три комментария. Во-первых, Президент честно признал, или, по крайней мере, намекнул на то, что снижение инфляции в стране – это скорее результат действия внешних факторов, чем плод продуманной денежной политики. Во вторых, на мой взгляд, заявление, что правительство “билось за определенные кредитные ставки” как минимум не соответствует действительности. И, наконец, в-третьих, успешное достижение цели – снижения инфляции до 5-7% в год, – будет зависеть от двух факторов: a) смены курса политики Центрального Банка (которая, что обнадеживает, уже вовсю обсуждается в правительстве), и б) реальных структурных реформ и повышения производительности труда в Российской промышленности. Разберемся по очереди.
Истоки инфляции в нашей стране за последние 10 лет лежат в реализации политики ЦБ по поддержанию более-менее стабильного курса рубля. После кризиса 1998 года растущие цены на энергоресурсы и слабый рубль способствовали росту нашей экономики, за счет подъема экспортных отраслей. Рост цен на энергоресурсы, однако, естественным образом вел к укреплению как реального, так и номинального курса рубля относительно доллара США и других валют. Сильный рубль был невыгоден нашей стране, так как задушил бы подъем экпортеров на корню, делая их продукцию дороже в долларовом выражении. В этой ситуации правительство и ЦБ пытались нивелировать воздействие растущей выручки от продажи нефти на обменный курс, выкупая заработанные экспортерами доллары за рубли (фактически запустив печатный станок). Это привело к увеличению рублевой массы в стране, при фактически стабильном обменном курсе рубля. Увеличение рублевой массы естественным образом вело к повышению цен на внутреннем российском рынке. Правительство и ЦБ пытались погасить этот эффект и изъять часть рублей за счет стерилизации (создания Резервного фонда и фонда Национального благосостояния, операций с депозитами, и т.п.). Однако, эффективность стерилизации была недостаточной, что и вылилось в повышение цен в среднем в 14% в год в 2000-2008 годах.
К настоящему моменту, в результате экономического кризиса и падения цен на нефть, выручка экспортных отраслей российской экономики существенно снизилась. Это, в свою очередь, снизило давление на курс рубля в сторону укрепления. Чтобы поддерживать стабильным номинальный обменный курс, Центральный банк больше не должен выкупать за рубли у экспортеров доллары в том количестве, как он это делал в годы, предшествовавшие кризису. В итоге, снизилась и инфляция внутренних цен.
Таким образом, как мы видим, за снижение темпа роста цен мы должны благодарить/винить кризис и состояние внешнего рынка (спрос на энергоносители). В то же время, политика ЦБ была, главным образом, механизмом трансмиссии растущего спроса на выпуск наших экпортеров в инфляцию внутренних цен.
Далее, что касается утверждения Президента о попытках правительства обеспечить определенный уровень кредитных ставок. Принципы монетарной политики однозначно постулируют, что невозможно одновременно пытаться управлять и размером денежной массы в стране, и уровнем процентных ставок. Контроль возможен лишь над чем-то одним, тогда как остальное определяется рынком. Из сказанного выше о политике ЦБ по поддержанию стабильного курса рубля и стерилизации следует, что правительство «билось» за опредленный объем денежной рублевой массы в стране, и пыталось влиять на степень укрепления реальной стоимости российской валюты на внешнем рынке. Иными словами, определение уровня базовой ставки процента, фактически, было делегировано рыночным механизмам, и было неподконтрольно правительству. Ставки же по кредитам конечному потребителю и реальному сектору определяются коммерческими банками на основе базовых ставок процента, и, следовательно, сколько бы правительство ни «билось» их снизить, толку было бы мало при условии сохранения прежней политики ЦБ.
Однако, в последние полгода-год, различные источники в финансовых кругах все чаще озвучивают идею о переходе ЦБ к политике таргетирования процентных ставок в ближайшем будущем (2-3 года). Подобный подход, фактически, является основой денежной политики в Еврозоне, Великобритании и США. Прелесть его в том, что целью ЦБ становится либо уровень инфляции, либо темп роста экономики, а не номинальный обменный курс. Действительно, при переходе к подобной денежной политике теоретически станет возможным существенное влияние ЦБ Российской Федерации на инфляцию внутренних цен, а также ставки по кредиту реальному сектору и конечному потребителю. Однако, как следует из вышесказанного, контроля над курсом рубля уже больше не будет. В такой ситуации чтобы избежать резких изменений в курсе национальной валюты, этот курс должен быть подкреплен разумной и ясной национальной стратегией развития реального сектора экономики, и, одновременно, ростом производительности в промышленности и других отраслях. В настоящее время курс рубля по отношению к другим мировым валютам зиждется на сентименте мировых рынков энергоносителей, а также чрезвычайно чувствителен к спекулятивным потокам капитала через границу. Следовательно, номинальный обменный курс не может быть отпущен в свободное плавание. Таким образом, снижение инфляции до 5-7% в год в ближайшем будущем – задача реальная, но она требует реальных структурных реформ. И чем скорее, тем лучше.