24 февраля прошло заседание Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором в числе прочего рассматривался проект карты «Развитие малого и среднего предпринимательства» на период до 2012 года включительно, разработанный профильным департаментом Министерства экономического развития Российской Федерации.
Эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) высказали свое мнение относительно проекта Карты.
Уж сколько раз твердили миру… Уж сколько их упало в эту бездну…
Очень часто, читая документы, подготовленные наспех, хочется обратиться к литературному наследию. Причем, наследию разных классиков. Но на ум приходит всегда одно – то ли ироничное, то ли саркастичное «доколе?!».
Проект Карты «Развитие малого и среднего предпринимательства» ставит перед государством до конца 2012 года две цели: 1. Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике; 2. Формирование инновационно-производственной структуры МСП. Цели достойные, но не новые.
Для достижения первой цели Картой устанавливаются показатели: увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятому в экономике населению в 2 раза до 28%, увеличение доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза – до одной трети ВВП (сразу вспоминается «удвоение ВВП» то ли за 10 лет, то ли к 2010 году), рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек на 15% до 11,4 компаний. Размах … на рубль. Каков будет удар? Итоги «удара» будут видны по окончании 2012 года.
Результатом второй цели должно стать изменение отраслевой структуры и увеличение доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы (промышленность, строительство, ЖКХ, услуги, инновации, социальная сфера) с 28% до 50%.
История, как всем давно известно, не знает сослагательных наклонений, но при этом один раз повторяется в виде трагедии, второй раз – в виде фарса. Все уже забыли опыт реализации федеральных программы в «лихие», как их принято называть сейчас, «девяностые». К примеру: еще федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годов обещала обеспечить рост малых предприятий в 1,5-2 раза с доведением их числа до 2-2,5 млн. (мечта и поныне), увеличить за счет малого предпринимательства количество рабочих мест на 1 млн. человек и довести в 1996 году долю малых предприятий в ВВП до 15-20%. Источники такого бурного роста сектора оставались за скобками. Гудок ушел в пар, а программа осталась набором пустых деклараций, никакого «всплеска» малого предпринимательства в эти годы не произошло.
Перекошенная в сторону непроизводственной структура малого предпринимательства тоже оба десятилетия была притчей во языцех, обсуждаемой на всех площадках: и в среде государственных служащих, и в среде экспертного сообщества, и среди самих предпринимателей. Но, несмотря на усиленные бюджетные вливания, структура МСП не меняется.
Сегодня источники вроде как обозначены – новые масштабные вливания в сектор - 578 850,45 млн. рублей, из которых 101 262,78 млн. – средства федерального бюджета, 12 338,12 млн. – средства региональных, а оставшиеся 465 249,55 млн. («справочно») - небюджетные источники (фактически замаскированные бюджетные средства). При тушении пожара бюджетными деньгами без основного (без снятия избыточного административного пресса, подавляющего в стране всякую инновационную активность малого и среднего предпринимательства, без глубокой реформы технического регулирования, которая идет с большим скрипом) приведет к тому, что все снова сгорит в топке. Велика вероятность того, что когда начнутся замеры, что выползло из ящика Пандоры, мы увидим, что индикаторы Карты так и остались «бумажными тиграми».