Треть малых предприятий платят криминальным структурам
"Российская Бизнес-газета" №746 (13) от 20 апреля 2010 г.
Стал ли чище российский малый бизнес? Вопрос щепетильный, и потому считать, так все считать.
Вспомним "хорошо забытое старое": согласно исследованиям Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), до 2001 года государство (федеральный + региональный уровень) ежегодно вкладывало в "поддержку малого предпринимательства" 40-50 млн долларов. При этом с той же регулярностью 12% теневого оборота регулярно уходило из бюджета МП в виде взяток и неформальных отношений с чиновниками, то есть около 6 млрд долл. в масштабе цен того периода. Примерно столько же составляли отчисления криминальным "крышам", что косвенно свидетельствовало о равнозначности неформального влияния государства и "бандитов" на экономическую жизнь сектора. В целом же теневой оборот малого предпринимательства (без учета индивидуалов и незарегистрированного бизнеса, то есть полностью нелегальный) исчислялся в 2000 году примерно в 35,5-49 млрд долл.
Что же изменилось за прошедшие 10 лет? За это время малое предпринимательство практически никак не изменило свои финансовые "ноу-хау" в теневой сфере - все так же практикуются только две схемы: теневой выпуск и обналичивание для получения "черной кассы". Однако если структура теневой экономики остается прежней, то количественные характеристики меняются. В частности, с 2005 по 2009 год прослеживалась четкая тенденция сокращения количества малых предприятий, осуществляющих как неформальные выплаты чиновникам, так и выплаты криминальным "крышам". В 2005-м на "взятки" чиновникам тратились больше половины всех малых предприятий России, а в прошлом - уже меньше половины. Если в том же 2005-м 44% всех МП осуществляли выплаты криминальным "крышам", то в прошлом - почти на 10 процентных пунктов меньше.
В целом в малом предпринимательстве снижалась не только доля малых предприятий, осуществляющих "неформальные" выплаты чиновникам и криминальным "крышам", но и уровень таких выплат.
Если в 2005 году на прямые или косвенные взятки в малом предпринимательстве тратилось около 5% оборота сектора, то в 2009-м их уровень не превысил 4% (своего рода "средняя температура по больнице"). Следует учитывать при этом, что в экономике существует немало компаний, которые с чиновниками не сталкиваются или неформальные финансовые отношения с ними сведены к минимуму. Поэтому если пересчитать расходы на "взятки" только по тем МП, которые их дают, то получится уже "средняя температура по палате" (такая "температура" в 2005 году была 8,5%, в 2009 г. - почти 8% в обороте).
Что касается доли выплат криминальным "крышам", то тут тренд сокращения в сравнении с более ранними периодами уже более очевиден. "Температура по больнице" - около 2% в обороте сектора в этом году (в 2005-м - больше 3%) , "по палате" - 5,5% (в 2005-м - 7%).
Относительный уровень "расходов на чиновников" у легального бизнеса если и меняется, то незначительно. А вот сфера влияния криминальных "крыш", господствовавших в российской экономике 90-х годов, в относительном выражении сужается. Хотя в абсолютных цифрах и то, и другое звучит более чем внушительно. Официальный оборот малых и микропредприятий (без учета индивидуалов и незарегистрированного бизнеса) в 2008 году составил 18 трлн 684,8 млрд рублей (из них 8 трлн 591,3 млрд - оборот микро). Учитывая, что в 2008 году в отчетности не отражалось 14,5% оборота, от государства по компоненте "теневой выпуск" дополнительно укрывалось примерно 3,3 трлн рублей (вот "резерв" неучтенного ВВП). С учетом фактического оборота сектора размер неформальных выплат чиновникам от малого предпринимательства в целом по экономике в 2008 году составил (в пересчете на среднее значение официального курса доллара ЦБ) около 40 млрд 209 млн долларов США, а криминальным "крышам" - примерно 18 млрд 600 млн долларов США. Предоставление обществу данных за 2009 год Росстат задерживает, поэтому корректно рассчитать масштабы бедствия сложно. Оценочно: уровень выплат в ту и другую сторону, вероятнее всего, остался неизменным в сравнении с 2008 годом. Как видим, за десятилетие в относительном выражении (доля от оборота) отчисления малого предпринимательства на взятки и "крыши" упали, а в абсолютном, напротив, выросли.