Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

Пустите их в «Газпром»

"Slon.ru"

Реальным способом поддержки малых предпринимателей был бы доступ к заказам госкомпаний и госкорпораций

7 сентября Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект о смягчении требований к малым предпринимателям, претендующим на госзаказ. В проекте предлагается снизить обеспечение заявки на участие в торгах с 5% до 2% от максимальной (или начальной) цены контракта, и, на первый взгляд, это шаг навстречу бизнесу. Но на деле – лишь незначительное послабление.

Надо сказать, что несколько статей закона прорабатывались больше года: российский премьер дал поручение об этом Минэкономразвития, Минфину и ФАС еще 22 апреля 2009 года. Увы, даже спустя год не решены гораздо более насущные проблемы в плане доступа малых предприятий к заказам.

К примеру, нет даже официального порядка подтверждения статуса малого предприятия. Допустим, что в электронном аукционе участвует некое ООО «Ромашка». По количеству сотрудников и по размеру выручки предприятие относится к средним, однако в своей заявке на участие оно заявляет, что принадлежит к малым предприятиям. У заказчика же нет возможности проверить статус «Ромашки» – нет такого права по закону. Но даже если бы оно и было, то малое предприятие не могло бы свой статус подтвердить: налоговые органы не выдают справки о подтверждении статуса малого предприятия, нет даже формы таких справок.

Кстати, по закону квота на размещение заказов среди субъектов малого предпринимательства – не менее 10% и не более 20%. До 2009 года это требование редко соблюдалось, часто из-за того, что не было никаких санкций: административная ответственность за нарушение квоты была введена лишь в середине 2009 года. Проблема здесь в том, что принципы расчета того объема заказа, который заказчик должен разместить среди субъектов малого предпринимательства, определены недостаточно четко, а это затрудняет контроль соблюдения квоты. Действующая система статистического учета (форма отчетности «1-торги») просто не дает адекватных данных об участии субъектов малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе.

Это приводит к возникновению различных подходов и методик расчета доли малого бизнеса в государственном и муниципальном заказе. Например, по мнению отдельных экспертов, доля стоимости государственных контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, не превысила в 2009 году 2,08% (официальной статистики пока нет). При этом федеральные заказчики заключили с малыми предприятиями не более 1% контрактов в стоимостном выражении, а доля участия малых предприятий в аукционах не превысила 11%. Согласно мониторингу НИСИПП, в отдельных регионах эта доля в 2007–2008 гг. была на уровне 10%, еще в нескольких субъектах РФ превышала 50%. Но в большинстве регионов подобная информация просто отсутствовала.

Доля государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства в общем объеме государственных и муниципальных закупок регионов РФ

Регион 2007 год, %   2008 год, %
г. Санкт-Петербург 29,67   60,28
Кировская область 17,59   20,13
Костромская область 9,2   7,3
Липецкая область 6   9,2
Магаданская область 43,0-45,0   19,0-21,0
Мурманская область 10   17
Пермский край 3,9   3,7
Республика Адыгея 32,7   14,3
Республика Алтай 18,7   21,5
Республика Башкортостан 17,33   18,23
Республика Дагестан Нет данных   30,3
Республика Калмыкия 85,39   82,87
Республика Татарстан Нет данных   7,8
Рязанская область 36,2   53,1
Самарская область Нет данных   20,0-25,0
Смоленская область 35,1   36,4
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нет данных   2,3
Чувашская Республика Нет данных   36,7
ИСТОЧНИК: НИСИПП

Еще одна проблема – непосредственно госзаказ, в котором могут поучаствовать малые предприятия, составляет около 9% ВВП, при этом законодательство о госзаказе не распространяется на госкомпании и госкорпорации. А между прочим объемы заказов «Газпрома», РЖД и Сбербанка вместе взятых можно оценить в более чем 10% ВВП, а объемы заказов у государственных корпораций – более 2% ВВП. Если хотя бы отдельные положения федерального закона № 94-ФЗ распространить как минимум на государственные корпорации, то это могло бы расширить сферу потенциального участия малого бизнеса в госзаказе на несколько процентных пунктов ВВП.

Наконец, информация даже о тех государственных и муниципальных закупках, в которых можно поучаствовать, мало доступна предпринимателям. Конечно, сейчас действует официальный сайт о федеральных заказах, в каждом регионе и в большинстве муниципалитетов разработаны собственные сайты. Однако функция поиска информации на таких сайтах не всегда удобна для пользователей. Информация по закупкам с участием малых предприятий на официальном сайте о федеральных заказах доступна лишь за ограниченный период времени и по конкретному способу размещения заказа. По мнению экспертов, среди 83 субъектов федерации лишь 14% сайтов предоставляют возможность собрать информацию об участии субъектов малого предпринимательства в государственном заказе, а 61% региональных сайтов не дают вообще никаких сведений об этом.

Все это снижает эффективность поддержки малого бизнеса с помощью государственных и муниципальных заказов и слабо стимулирует небольшие компании участвовать в торгах.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости