Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

У российского бизнеса еще долго не будет никакого интереса в инновациях

В понедельник, 11 октября 2010г., Президент Д.А.Медведев выступил на встрече с участниками форума "Глобальное инновационное партнерство". В частности (цитирую с сайта Президента РФ), "Президент... отметил необходимость создания определённого климата для функционирования таких центров (т.е. Сколково - М.Б.). Очень важно, чтобы люди чувствовали интерес к созданию и внедрению новых технологий, чтобы была мотивация начинать свой бизнес с нуля. В настоящее время, к сожалению, российский бизнес в большинстве своём не готов вкладывать деньги в рисковые инновационные проекты. В этом плане нам есть чему поучиться у энтузиастов, которые затрачивают небольшие деньги, но создают новый продукт, отметил глава государства."

Меня удивляет эта последовательная неспособность Российского правительства понять простую истину, что мотивировать бизнес быть инновационным не может никто и ничто, если не сама бизнес-среда. Там где эта среда наиболее конкурентная, где маржа прибыли любого начинания скоро будет сведена к нулю, за счет быстрого появления конкурентов, подражателей и т.п., именно там новые возможности для бизнеса появляются за счет инноваций: у бизнеса, выдавливаемого конкурентами из занятой ниши рынка, появляется стимул создать новую нишу за счет новой оригинальной стратегии, метода производства, продукта - одним словом - инновации. Это создание новой ниши рынка, или даже создание новых рынков - есть отличительная особенность созидающего предпринимательства (о каком, как я понимаю, мы все мечтаем вместе с Президентом), а не копирующего или репликативного (которым до определенного момента славился, например, Китай).

В нашей же стране, при сегодняшней монополизированной и недиверсифицированной экономике, подобного массового стимула к инновациям у бизнесменов еще не будет очень долго. Потому, как, с одной стороны, монополистам, т.е. бизнесам, держащим существенную долю того или иного рынка, нет смысла искать новые "ниши", т.к. их настоящее положение на рынке и так неплохо их кормит, а давление конкуренции отсутствует. А, с другой стороны, новым предпринимателям, в однобокой экономике гораздо проще найти ту сферу производства или услуг, которая еще не занята ни кем, чем думать об инновациях и ненужном риске.

Как пример, возьмите финансовый сектор. История с CDO-контрактами, которая пошатнула западную финансовую систему в 2007-м году, была (неудачной) финансовой инновацией. Для финансовой инновации, нового финансового продукта, нужно лишь немного пошевелить мозгами (а их у нас в России хватает). Однако, эта, пусть и неудачная, история произошла на Западе, а не в России, и не потому, что наши регулирующие органы - более строгие, чем на Западе. А потому, что наши инвест-банки могли делать колоссальные деньги просто на, скажем, торговле простыми ванильными опционами, а думать про сложные секьюритизированные контракты не было ни малейшей необходимости: нет давления ни со стороны спроса, ни со стороны конкурентов (т.е. неразвитость финансовых рынков).

Поэтому, вместо того, чтобы пытаться искуственными методами мотивировать бизнес (это может получиться в стенах Сколково, но не по всей стране) нам нужно либерализировать бизнес-среду, убрать барьеры для входа на рынок новых предприятий, снижать бюрократические издержки ведения бизнеса и т.д. и т.п. И, со временем, появится и мотивация к инновациям. Бесплатным приложением, так сказать. Однако, до того момента пройдет еще очень и очень много времени, поскольку сейчас даже о развитом репликативном предпринимательстве у нас еще не может быть и речи. Не говоря уже о развитом предпринимательстве созидающем...

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости