Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

Анализ конъюнктуры рынка кредитования малого бизнеса

Сайт «Корпоративный менеджмент» со ссылкой на Журнал «Микроfinance+»

Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист
Олег Шестоперов
Заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Журнал «Микроfinance+», №3 за 2010 год

Результаты мониторинга «Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса»1 (совместный проект Финист и Национального института системных исследовании проблем предпринимательства) показывают, что, несмотря на медленное оживление рынка кредитования малого бизнеса, организационная активность банков еще недостаточно высока: хромает качество консультирования, жесткой остается кредитная политика.

Индекс кредитного благоприятствования — это индекс банковского рынка, отражающий настроения участников, их готовность кредитовать малый бизнес. Основные черты такой готовности — открытость для клиентов (доступность информации о кредитовании), динамичность (изменения предложений для клиентов вслед за конкурентами), стремление к совершенствованию (улучшение качества сервиса, активное консультирование). Изменение индекса кредитного благоприятствования (ИКБ) в большую или меньшую сторону показывает настроения участников рынка, уровень их заинтересованности в кредитовании малых предприятий.

Индекс, рассчитываемый на основании оценки кредитной и маркетинговой политики, а также качества консультирования крупнейших банков на рынке кредитования малого бизнеса, едва набрал половину от максимально возможного при существующей методике расчета. Значение индекса для банков ТОП-20 составило 151 балл.

Индекс кредитного благоприятствования рассчитывается на основании оценки банка в целом и отдельных его кредитных программ по формализованному набору критериев, объединенных в три блока: банков с точки зрения благоприятности экономических условий кредитования, а именно — запрашиваемой стоимости кредита и обеспечения по нему. В феврале 2010 года индекс кредитной политики составил 53 балла.

Накануне кризиса многие банки начинали активно работать с малыми предприятиями из-за возможности получения более высокой маржи, сейчас такие возможности призрачны. Рентабельность операций предпринимателей резко упала, так как малый бизнес в основном работает на высоко конкурентных рынках. Текущие ставки кредитования отпугивают потенциальных клиентов — кредитоваться под 25–30% мало кто может себе позволить. Банкам приходится либо снижать ставки, либо отказываться от активной работы в данном сегменте. Тенденции к снижению ставок были зафиксированы ЦБ РФ, согласно исследованию «Изменения условий банковского кредитования в IV квартале 2009 года», в третьем и четвертом кварталах 2009 года. В частности, в четвертом квартале доля банков, сообщивших о снижении ставок по кредитам населению и МСБ, превысила 25%, около 10% банков снизили комиссии.

По данным мониторинга Финист, средняя ставка кредитования по исследованным кредитным программам составила в феврале 2010 г. 20,8%, снизившись по сравнению с декабрем 2009 г. на 2,6%. Минимальные ставки декларирует Сбербанк — 14–15%. Наиболее дорогие кредиты предлагают Интеза и МДМ-банк — в среднем 27%. Впрочем, поддавшись общей тенденции снижения ставок, многие банки сохранили достаточно жесткие требования к заемщикам. Наиболее жесткие требования к заемщикам по критерию «длительность хозяйственной деятельности заемщиков» предъявляются в Альфа-банке, где рассматривают заявки лишь от компаний, проработавших более двух лет. В МДМ-банке требования снижаются до 1,5 года. В большинстве банков ориентируют на необходимый срок деятельности заемщика около 12 месяцев, хотя для больших сумм требования могут ужесточаться (как, например, в Промсвязьбанке).

Наименее требовательным к заемщикам является Сбербанк, где отдельные программы кредитования допускают, чтобы предприятие проработало всего 3 месяца. Однако в реальности банк кредитует только единицы компаний на этом сроке. Подобная мера банка в большей мере ориентирована не на тех, кто только создает бизнес, а на тех, кто занимается его реструктуризацией, в т.ч. перерегистрирует, и способен предоставить залоги или поручительства.

Развитие кредитования тормозится и неопределенной ситуацией с залоговым обеспечением. Если накануне кризиса в качестве залога банки достаточно легко рассматривали даже товар в обороте, то сейчас, когда риск остаться с огромной партией товара на арендованной территории довольно велик, банки становятся более осторожными.

Кредитование под приобретение основных средств, которые сразу же оформлялись в залог, представлялось доступным накануне кризиса даже для малого бизнеса. Теперь банки обременены оборудованием, транспортом, которые они не могут ни продать, ни заставить работать. В отдельных случаях банкам приходится вспоминать «давальческие» схемы, столь популярные в 90-х, — чтобы хоть как-то возвращать свои средства, банки сдают бывшим собственникам имущество в аренду, обеспечивая закупки сырья и сбыт продукции, пытаясь сохранить рыночную стоимость актива до появления покупателя.

Недвижимость является не менее болезненной темой, хотя большинство банков по-прежнему называют ее среди первоочередных предметов залога (в отдельных банках вообще невозможно получить кредит без обеспечения недвижимостью). Однако, как и до кризиса, банки не слишком внимательны при анализе залоговой недвижимости.

Поверхностный подход к работе с объектами недвижимости, пренебрежение как тщательной камеральной, так и полевой проверкой, чреваты аккумулированием портфеля малоликвидной недвижимости. По большинству ипотечных кредитов для бизнеса сотрудники банка даже не выезжают на место. А если выезжал сотрудник аккредитованной оценочной компании, то, конечно, за выезд он мог подтвердить только наличие объекта недвижимости. Однако проблемы не лежат на поверхности, скрываясь в соответствии объекта недвижимости документам, требованиям различных ведомств, соответствии координат реальным и т.п.

Чтобы застраховаться, банки даже к бывшим «первоклассным» залогам применяют большие дисконты, с которыми соглашаются только те, кто исчерпал прочие альтернативы получить средства для развития бизнеса. Такая политика игнорирует не только накопленный опыт работы с клиентом, но и долгосрочные интересы самого банка. Очевидно, что риски тех компаний, которые, находясь в критической ситуации, соглашаются на жесткие условия банка, слишком высоки. В этих условиях снова оказываются востребованными поручительства собственников и третьих лиц, которые позволяют банку уменьшить риски кредитования и получить пространство для ценового маневра. Вместе с тем, очевидно, что полное преодоление этого барьера возможно только при адекватной государственной поддержке, в частности, через предоставление гарантий субъектам малого предпринимательства.

Несмотря на значительные риски, большинство банков не снижает максимальные декларируемые сроки кредитования, которые достигают 10 лет. Такие кредиты предлагают ВТБ24 (на покупку залогового имущества банка), Интеза и Юниаструм банк. Вместе с тем отдельные банки, наоборот, сокращают сроки кредитования, фокусируя свою работу на кратко- и среднесрочном кредитовании оборотного капитала малых предприятий. Серьезная проблема с точки зрения формирования кредитной политики банка — рост доли теневых операций предприятий, который наблюдается в периоды ухудшения экономической конъюнктуры. Однако, по данным исследований Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), теневая составляющая в обороте малых предприятий в последние годы неуклонно снижалась, особенно та ее часть, которая не отражается в отчетности (с 18% в 2005 году до 14% в 2009). А вот объем средств, направляемых на «обналичку», в последние годы держится стабильно на уровне около 18%. Интересно, что, по данным института, во время последнего финансового кризиса уход в тень не стал основным способом выживания в условиях финансово-экономической нестабильности, как это было для малых предприятий в 1998 году. Хотя проблема остается достаточно значимой. Индекс маркетинговой активности отражает усилия, предпринимаемые банками для привлечения к сотрудничеству малых предприятий (работа в интернете, маркетинговые и рекламные акции, разработка и продвижение новых кредитных программ). В феврале 2010 года индекс маркетинговой активности составил 60 баллов. Стоит отметить тенденции к расширению спектра предлагаемых программ кредитования, а также мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности предпринимателей, привлечение их интереса к кредитованию как возможности развития бизнеса. Разрабатываемые программы, впрочем, не всегда отражают потребности бизнеса. Прежде всего, отмечается отсутствие продуктов, имеющих отраслевые специфики. Преобладание универсальных программ, слабо учитывающих ограничения малых предприятий по залогам, ритмичности финансовых потоков, качеству учета и планирования, сдерживает развитие рынка.

Одним из принципиальных отличий малых компаний от крупных корпоративных клиентов является их подвижность, которая с точки зрения банка может являться «недостатком». Если крупный корпоративный клиент, как правило, имеет устоявшееся положение на рынке, занимается своей деятельностью достаточно давно, имеет постоянных контрагентов, сложившуюся репутацию, находится в понятном месте и в любой момент его можно там найти, то для малого предприятия характерны небольшие сроки существования на рынке, возможность изменения профиля деятельности, отсутствие подтвержденной деловой репутации, отсутствие привязки к конкретному местоположению. Это делает кредитование малого предпринимательства более рискованным. Однако именно специальные программы кредитования могли бы «привязать» такого клиента к банку, сделать его более прозрачным. От того, насколько удачно маркетинговые разработки были внедрены в сети банка, зависят и позиции банка на рынке. Однако можно констатировать, что организация консультирования и продаж является одним из наиболее слабых мест в работе банков с малым бизнесом. При том, что в отличие от кредитной политики, во многом определяемой требованиями надзорных органов и конъюнктурой на финансовых рынках, организация продаж (как и маркетинговая работа) достаточно доступна для управленческих воздействий. В феврале 2010 года индекс качества консультирования составил 38 баллов. Интегральным результатом мониторинга является «карта рынка», отражающая различия в позиционировании отдельных игроков. Основными переменными для группировки банков были выбраны кредитная и маркетинговая политика, сочетание которых позволяет оценивать те или иные шаги банка, строить прогнозы относительно дальнейших его действий. Были выделены 4 группы игроков:

A. «Звезды» — банки, характеризующиеся высокой маркетинговой активностью и жесткой кредитной политикой. Промсвязьбанк, Траст, МДМ-Банк, Абсолют, Национальный Торговый Банк, Интеза (КМБ-Банк)

Б. «Претенденты» — банки, характеризующиеся высокой маркетинговой активностью, умеренной или мягкой кредитной политикой. Банк Москвы, Номос-банк, Росбанк, Сбербанк

B. «Догоняющие» — банки, характеризующиеся умеренной или низкой маркетинговой активностью и мягкой кредитной политикой. Возрождение, АК Барс, Инвестторгбанк, Локо-банк, Уралсиб, ВТБ 24, БСЖВ, Росевробанк

Г. «Нишевые» — банки, характеризующиеся умеренной или низкой маркетинговой активностью и жесткой кредитной политикой. Альфа-банк, Юниаструм банк.


1 Мониторинг охватывает крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса: Абсолют, АК Барс, Альфа-банк, Банк Москвы, БСЖВ, Возрождение, ВТБ 24, Инвестторгбанк, Интеза, Локо-банк, МДМ-Банк, Номос-банк, НТБ, Промсвязьбанк, Росбанк, Росевробанк, Сбербанк, Траст, Уралсиб, Юниаструм банк. Совокупный кредитный портфель по кредитам малым и средним предприятиям данных банков составляет более 1 трлн рублей.

Маркетинговая активность — является индикатором специализации банка на кредитовании малого бизнеса (объекты оценки: сайт банка, маркетинговые акции, кредитные программы);

Качество консультирования — является индикатором уровня организации и контроля продаж в банке (объекты оценки: этапы консультирования клиентов по телефону); Кредитная политика — отражает оценку банком рисков кредитования малого бизнеса, стоимость ресурсной базы банка (объекты оценки: ставки кредитования, требования к заемщику).

Для каждого блока был рассчитан частный индекс.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости