Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

Идеальное и реальное

С февраля 2011 года общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» реализует форсайт-проект «Развитие малого и среднего предпринимательства до 2020-2040 гг.», в рамках которого планируется разработать возможные сценарии развития малого и среднего бизнеса в России. В середине мая были презентованы первые результаты исследования.

Прогнозированием и определением основных направлений развития предпринимательства традиционно занимаются органы государственной и муниципальной власти. Здесь же инициатором выступила общественная организация, причем организация, непосредственно занимающаяся отстаиванием и защитой интересов бизнеса. В этой связи проект можно назвать уникальным. Тем интереснее оценить первые результаты проекта. Правда, вопросов все равно остается больше, чем ответов.

Первый этап проекта был посвящен выделению постулатов, на которых будет базироваться прогноз. В частности, эксперты «Опоры» анализируют особенности современного дискурса в области малого и среднего предпринимательства и пытаются выделить факторы, которые, по их мнению, будут влиять на состояние сектора в перспективе.

В целом при анализе современных подходов к пониманию предпринимательства эксперты говорят о давно существующих представлениях. Действительно, с точки зрения банков малый и средний бизнес не всегда облагает активами, достаточными для того чтобы взять кредит. Или другой пример: всем и так известно, что бизнесмен совмещает выполнение различных ролей – специалиста, менеджера или непосредственно предпринимателя. Однако в перечень подходов включен один интересный подход: утверждается, что «налоги не оказывают влияние на бизнес». «Безотносительно к величине налогов бизнес всегда платит в бюджет только определенную часть своих доходов. Если налоги увеличиваются, то бизнес становится теневым и перестает их платить. Если же налоги снижаются, то бизнес просто увеличивает долю инвестиций», – пишут эксперты. Утверждение выглядит более чем спорным. Если бы общая логика была именно такой, то вряд ли введение страховых взносов привело к приостановлению деятельности отдельных предприятий, организации различных акций протеста, а также инициированию дискуссии по снижению ставок страховых взносов. Заметим, что негативно на бизнесе сказывается не только размер налогов, но и сложная система налогового администрирования, а также высокий уровень неопределенности, создаваемый частыми изменениями в налоговом законодательстве и отсутствием четкой программы действий.

Рассматривая факторы, оказывающие влияние на предпринимательство, эксперты выдвигают тезис о том, что «в ближайшие десять лет бизнес-модель для малых и средних предприятий может кардинально измениться». Выделены четыре направления таких изменений. Произойдет размывание грани между крупным и малым бизнесом. Основной движущей силой для предпринимательства будут выступать инновационная экономика и Интернет. Вход в бизнес за счет новых технологий станет более легким, за счет чего изменится облик типичного предпринимателя: в сферу предпринимательства будут вовлекаться самые разнообразные социальные слои, которые раньше не могли заниматься бизнесом, например дети, старики и женщины.

Вроде бы все тенденции выглядят логично, однако сами по себе они рассматриваются в отрыве от российской действительности. Вместо того, чтобы выделить более специфические для России факторы, основанные на современных реалиях, эксперты уделяют основное внимание составлению идеалистической картины. Это делает подготавливаемый прогноз нежизнеспособным применительно к развитию российского предпринимательства.

Вместе с тем, проблемы в предпринимательском секторе есть и именно они определяют бизнес-модель для российских компаний. Среди таких проблем выделяются пресловутый вопрос нехватки квалифицированных кадров, высокий уровень административных препятствий, отсутствие ресурсов для развития малого бизнеса на местах, рост тарифов на услуги естественных монополий. Это лишь небольшой их перечень. При этом проблемы малых и средних компаний не решаются. Государственная политика сводится в основном к простому накачиванию сектора финансовыми ресурсами. 2009–2010 годы государство потратило на цели развития малого предпринимательства почти 50 млрд руб. Однако сложно сказать, на что пошли эти деньги и было ли их расходование эффективным. По мнению ряда экспертов в области малого и среднего бизнеса, сегодняшняя раздача бюджетных средств никак не коррелирует с тем, развивается ли предпринимательский сектор или стагнирует.

Как следствие, кардинальных изменений в структуре малого и среднего предпринимательства в настоящее время не происходит, а предпосылок для изменения бизнес-модели малых и средних предприятий не складываются. Отраслевое распределение малых и средних предприятий сегодня, как и десять лет назад характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли (более 40%), а доля занятых на малых и средних предприятиях по-прежнему не превышает 25%. Если же говорить о развитии инновационной экономики и повышении роли инноваций в малом и среднем предпринимательстве, то здесь ситуация выглядит еще более плачевно. По данным Высшей школы экономики, менее 10% российских предприятий можно назвать инновационными.

Таким образом, представляется, что качество реализации форсайт-проекта можно было бы улучшить за счет обращения экспертов к анализу конкретных проблем. О конкретных проблемах нужно как минимум говорить, чтобы создавать соответствующую общественную позицию. Именно так можно будет найти их решения.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости