Точно определить долю малого и среднего бизнеса в ВВП не удалось
Увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП к 2020 году до 60-70% - такова одна из задач, поставленных перед правительством президентом России. Заметим, речь идет не об абсолютном приросте товаров и услуг, порой мало что говорящем. Задача поставлена более дальновидно. Ее решение должно показать, в искомых ли направлениях развивается малое и среднее предпринимательство (МСП), растет ли его вклад в национальную экономику - все это более точно передает отношение добавленной стоимости, наработанной "малышами", к внутреннему валовому продукту страны. Когда в России об этом заходит речь, для сравнения обычно приводят аналогичные показатели экономически развитых стран - Северной Америки, Европы, где этот уровень исторически высок - 50% и выше: потолок, мол, он вон где.
Куда надо взлетать, в общих чертах понятно, неясно, откуда стартуем, каков сегодня удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП России. Единой точки зрения тут, похоже, до сего дня нет, сколько источников, столько и мнений.
Профильный департамент минэкономразвития в разделе "Малое и среднее предпринимательство" социально-экономического прогноза на три ближайших года обозначил следующую динамику: если в 2011 году доля сектора МСП в валовом внутреннем продукте должна составить 21,2%, то в 2012-м - 21,5%, в 2013-м - 21,8%, в 2014- м - 22,1%. Шаг роста - ровно 0,3 процентных пункта в год, но принимать эти цифры приходится осторожно - в прошлогодней "Проектной карте МСП" заявлялось, что к 2012 году эта доля составит 29% ВВП. Выходит, просчитались.
Самая высокая из ныне существующих оценок только по малому (без среднего) бизнесу в российском ВВП исчисляется в 30%. Кто рассчитал их - неизвестно, но источник публикации желтым назвать нельзя - как-никак это кредитный портал, специализированный на теме малого предпринимательства. Такие же данные уже в этом году опубликовал журнал "Инженерный вестник Дона".
Президент "ОПОРЫ России" Сергей Борисов в мае этого года назвал цифру в 21%. А еще через два месяца, в июле, министр экономического развития Эльвира Набиуллина определила эту величину интервалом в 20-25%. Можно, конечно, и так, хотя в мировой практике рост чего бы то ни было в валовом продукте даже на один процентный пункт за два-три месяца считается величиной значительной.
Своя специфика в оценках у банкиров. В ноябре 2010 года долю всех субъектов малого и среднего предпринимательства (5,5 млн) в ВВП директор департамента проектов малого и среднего бизнеса Внешэкономбанка Алексей Эскиндаров оценил в 24%. В октябре этого года председатель правления "Уралсиба" поднял планку до 27%. По его словам, "это очень хорошая динамика, так как совсем недавно этот показатель был менее 20%". Что касается "совсем недавно", то тут можно поспорить, поскольку совсем недавно, до 2008 года, и определения-то "среднего предприятия" в стране на законодательном уровне не было, не то чтобы расчеты по ним делать; в лучшем случае "обсчитывались" только малые предприятия.
У научного люда свои подходы. В отчете "Эксперт РА" в 2010 году "Экспертиза рынков. Банки. Лизинг. Факторинг" отмечено, что российский МСП (то есть весь сектор) генерирует лишь 15-20% ВВП. Нижние границы публичных оценок доли малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте варьируют от 15-17 до 12%.
Делались попытки отдельно оценивать долю среднего бизнеса в ВВП - сошлись на 10%.
А что же Росстат? Он в 2008 и 2009 годах в лучшем случае просчитывал долю малых предприятий в ВВП (без индивидуалов и без средних предпринимателей), не забывая упоминать о возможных значительных погрешностях. В 2008 году она составила 15,5%, в 2009-м сократилась до 12,4%. За 2010 год расчетов в связи с проведением сплошного статнаблюдения сектора МСП вообще не делалось. О показателях, касающихся всего сектора МСП, в Росстате говорят пока предельно осторожно. Характеризуя цели сплошной переписи субъектов МСП в 2011 году, руководитель Росстата в публичных интервью отмечает необходимость улучшить "правильность расчета ВВП". Сегодня вообще делать какие-либо прогнозы доли МСП в ВВП научный подход не позволяет.
Так что задачу увеличить долю МСП в ВВП до 60-70% к 2020 году будет крайне непросто. Если сопоставить это целевое значение с прогнозными показателями минэкономразвития (2011-й - 21,2%, 2014-й - 22,1%, то есть рост на 0,9 процентных пункта за три года), получается, что за 6 лет после 2014 года предстоит подняться на 37,9 - 47,9 п.п. или увеличить долю МСП в 2,7-3,2 раза по отношению к 2011 году. Задача, скажем прямо, выглядит из другого учебника, сколько статистикой тут ни крути.