Это проект правозащитного центра МСП, идею которого я активно пробивал этим летом.
Теперь эта тема заявлена кандидатом в президенты из коньюнктурных соображений.
Мы не против (уж лучше поздно, чем никогда)?
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МСП)
I.Цели и задачи. Обоснование
В России в МСП работают 6,5 млн. человек, в том числе около 4 млн. индивидуальных пред-принимателей, которые не являются юридическими лицами и отвечают всем своим имуществом перед законом.
Данный проект позволит провести систематизацию проблем, ведущих к ухудшению состояния МСП, разобраться в основных нарушениях прав предпринимателей, позволит выявить незаконные действия федеральных, региональных и муниципальных властей. Проект позволит определить действия депутатов всех уровней, законодательно ограничивающих предпринимательские инициативы, создающих условия для передела и монополизации рынков, бюрократическогo произвола и коррупции.
Проект создается для защиты интересов предпринимателей. Речь идет о создании системы реагирования на нарушения их прав, юридической и общественной защиты бизнеса. В том числе, защиты субъектов малого предпринимательства от переделов на рынке в пользу аффилированных с властью компаний, крупного бизнеса и незаконного вмешательства госструктур в хозяйственно-экономическую деятельность
II.Описание условий, требующих реализации проекта
Малое и среднее предпринимательство (МСП) в цивилизованных странах производит более 60% валового внутреннего продукта (ВВП), представляя большую часть работающего населения (более 70%) и являясь основой среднего класса своих стран. Таким образом, МСП – гарант стабильности и процветания этих стран.
В нашей стране основу экономики представляют экспортно-ориентированные сырьевые структуры, в которых работает около полутора процентов населения страны. В этих условиях государство не нуждается в малом предпринимательстве. Все последние годы происходит активное вытеснение малого бизнеса даже из традиционных сфер – потребительского рынка и услуг, на котором работает около 80% индивидуальных предпринимателей и 50% малых. Это вытеснение идет за счет создания крупных и среднекрупных сетевых структур, за которыми, как правило, стоят интересы отдельно взятых чиновников, силовиков и депутатов. Что касается производственного и строительного малого бизнеса, то эти сектора сведены уже к минимуму.
Такая политика наших функционеров практически разрушила столь значимые во всем мире малые производственно торговые цепочки: малая производственная фирма – малое фермерское хозяйство – малый торговый магазин.
Повсеместно независимые малые предприниматели оказываются в условиях такого прессинга со стороны местных властей, силовиков, что вынуждены уступать долю в бизнесе, либо становиться под «крышу» представителей местных властей. С несогласными разбираются через уничтожение бизнеса с помощью различных контролирующих органов, рейдерскими захватами.
Закрытый доклад генерального прокурора президенту страны в октябре 2009 года показал ко-лоссальные нарушения со стороны ведомств, обладающих контрольно-надзорными функциями за деятельностью предпринимателей. Несмотря на сделанные руководством страны выводы, положение предпринимателей существенно не меняется, а с учетом выросших с этого года налогов, давление на бизнес будет только повышаться. Более того, все чаще мы слышим ужасающие истории, типа Кущевской или Гусь-Хрустального.
Кажется, крайне недостаточной деятельность по защите прав предпринимателей торгово-промышленными палатами и другими объединениями предпринимателей, очень часто вынуж-денных идти на компромисс с властными структурами, что часто вызывает недоверие в предпри-нимательской среде. Выступая от имени всех предпринимателей, эти структуры объединяют в своих рядах не более 5-7 % участников рынка, а отраслевые объединения нередко монополизи-руются крупными игроками.
В этих условиях очень важно появление независимого от власти и крупного бизнеса правоза-щитного центра.
Четыре года назад, 12 апреля 2007 года, проходило заседание комиссии по правам человек при мэре Москвы. Главный вопрос повестки дня – защита прав предпринимателей в сфере малого и индивидуального бизнеса, по которому выступали с очень позитивными докладами министр Вышегородцев и советник мэра Иоффе. Критические выступления предпринимателей на этом заседании практически не были приняты в расчет. Резолюция оказалась крайне позитивной. Недавно, после снятия Лужкова с должности, контрольно-счетная палата города выявила колоссальные нарушения в этой сфере. 85 % денег просто не доходило до предпринимателей. Международные эксперты называют Москву худшим городом России для предпринимательства последние годы.
Создание независимого правозащитного центра может положить конец безнаказанности властей. Возможно, правозащитный центр может стать институтом омбуцмена по малому бизнесу. В противном случае, мы в ближайшие 2-3 года полностью лишимся независимого малого и среднего бизнеса.
III.Реализация проекта
Реализация проекта «Правозащитный центр МСП» может проходить в рамках Московско-Хельсинской Группы ( по согласованию) или самостоятельно при ее активной поддержке.
Центр должен активно взаимодействовать с такими общественными структурами как Национальный антикоррупционный комитет (НАК), Трансперенси Интернешенал, Фонд Индем, Национальный институт системных исследований предпринимательства (НИСИПП).
Представители центра должны присутствовать на заседаниях в общественных советах по МСП при прокуратуре, Минэкономики, комитете по предпринимательству ТПП РФ.
Представители центра должны взаимодействовать со Счетной палатой и Росфинмониторингом.
Основа центра – аналитическая деятельность (обобщение опросов предпринимателей, проводимых на сайте центра и через объединения предпринимателей). Важнейшим элементом работы должен быть саll-центр, позволяющий принять сообщения от предпринимателей без посредников. Важной частью должны стать ежегодные доклады о состоянии дел с правами предпринимателей в стране. Необходимо наладить активное взаимодействие с независимыми СМИ по информированию общества о состоянии дел в МСП и необходимости решения важнейших проблем.
Одним из самых важных вопросов деятельности центра должна быть оперативная реакция на массовые нарушения прав предпринимателей, происходящие последние годы во многих уголках страны, публикация заявлений, выезды на места событий, переговоры с властями регионов, с целью добиться изменения ситуации, проведение консультаций с различными объединениями по проблемам предпринимательства, с целью выработки алгоритма их решения.
IV. Предполагаемые источники финансирования
Грантодатели.
Илья Хандриков
89166975148
ilya@vdcr.ru