Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

О ведомственных войнах

Недавно в НИСИПП завершился проведенный по заказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) проект «Исследование и анализ качества исполнения отдельных государственных функций и предоставления отдельных государственных услуг с целью совершенствования государственного управления в сферах защиты конкуренции и сельского хозяйства», в котором мне посчастливилось принять участие. В процессе изучения комплекса государственных услуг, предоставляемых Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), нам предстояло изучить и проанализировать все проблемы, возникающие у получателей услуг. Чтобы изучить существующее положение дел более объективно, планировалось взять экспертное интервью у специалистов Россельхознадзора, однако сделать этого не удалось. Причиной нарушения планов стал конфликт органов государственной власти.

С тех пор я часто задумываюсь о природе таких весьма странных взаимоотношений между исполнительными органами. Известно, что все органы государственной власти призваны обеспечить стабильную работу государства и нормальный ход общественной жизни. Но так называемые ведомственные (или, вернее сказать, межведомственные) войны нередки в современной России. Конфликты между органами государственной власти возникают по трем основным причинам:

(1) Деятельность органов исполнительной власти в пределах возложенной компетенции. Как, например, в нашем случае. ФАС является правоохранительным органом и в пределах своей компетенции инициирует расследования нарушений закона, происходящих из-за недобросовестной работы Россельхознадзора. В свою очередь, Россельхознадзор пытается как бы себя защитить.

(2) Ведомственная конкуренция. Примером может служить война между правоохранительными структурами: Прокуратурой и Следственным комитетом.

(3) Споры об отнесении тех или иных вопросов под юрисдикцию того или иного ведомства. Как, например, в американских фильмах ФБР и полицейские службы штата всегда спорят о том, к чьей юрисдикции отнесено расследование происходящих криминальных событий.

Наша задача понять, насколько вредны или полезны такие конфликты и насколько они законны? Каков же механизм определения полезности или вредности?

На мой взгляд, каждый отдельный возникающий конфликт между органами исполнительной власти нужно рассматривать самостоятельно для объективного понимания полезности или вредности. В нашем случае межведомственный конфликт ФАС и Россельхознадзора вреден и не имеет права на существование. Ибо он приводит к отрицательным результатам. Вместо того, чтобы садиться за стол переговоров и искать решения по поводу сложившейся ситуации в сфере сельского хозяйства, создавать межведомственную комиссию для эффективного и быстрого урегулирования всех проблем, Россельхознадзор предпочел обидеться и оправдывать свои действия, сваливая все на иные органы государственной власти. Не правда ли, напоминает ребячество? Что в свою очередь явилось потерей времени, а значит и денег, которые потеряло само государство в результате недополученных налогов… Считаю, что за такие непрофессиональные действия Россельхознадзор должен быть наказан, а предприниматели, потерявшие прибыль, имеют право подсчитать упущенную выгоду и предъявить иски о возмещении вреда.

Однако бывают случаи, когда межведомственные конфликты полезны и дают положительный результат. Примером может служить конкуренция Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития по вопросу разработки и внедрения закона «О федеральной контрактной системе» (о государственных закупках).

Вместе с тем считаю необходимым признать любой возникший конфликт между органами исполнительной власти нежелательным и наносящим исключительный вред интересам государства и общества. Часто простым и эффективным способом урегулирование «войны» является смена руководителей ведомств. Если спор возникает по поводу отдельно взятого вопроса (проблемы), решение может заключаться в передаче этого вопроса под юрисдикцию третьего ведомства.

В любом случае правовую оценку конфликтных отношений между органами исполнительной власти может дать только председатель правительства, президент или суд.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости