Ситуацию с непониманием того, кого и для чего поддерживает департамент развития малого предпринимательства минэкономразвития, каковы результат и эффект от такой поддержки, демонстрирует Федеральный портал МСП, то ли давно созданный, то ли находящийся до сих пор в стадии становления. Собственно говоря, судьба Портала изначально не была легкой, первые его версии (первая половина 2000-х годов) были «снесены», на их месте появлялись другие. Во второй половине 2000-х были периоды, когда портал по нескольку месяцев вообще не функционировал.
Оставим в стороне вопрос «востребованности» созданного госресурса (со стороны предпринимателей) в том виде, в котором он сейчас существует, и остановимся на качестве информации, которую предоставляет обществу профильный департамент, по заказу которого Портал формировался и в ведении которого, вероятно, находится.
Самым интересным разделом ресурса, на мой взгляд, является «Статистика и аналитика». Остальное - вторичная и третичная информация, которой в интернете пруд пруди, ее можно без труда найти на различных сайтах: региональные программы поддержки МСП, региональные новости, «кусочки» законодательства и иной «нормативки». Особый интерес к статистике связан с тем, что информация, как расходовались и расходуются средства, выделенные федеральным бюджетом на поддержку сектора, по сути уникальна, если собрана в одном месте и заявлена как официальная. Тем более это касается малого и среднего бизнеса, который после кризиса 2008 года все никак не может выйти из периода стагнации и упадка. Обратимся к «Показателям поддержки предпринимательства в субъектах РФ», поименованным, видимо, по горячности составителей «показателями эффективности». Напомним, что экономическая эффективность - это соотношение результата и затрат, некий экономический эффект, приходящийся на рубль вложений. Как могут являться показателями эффективности «сухие цифры» в виде количества субъектов МСП, получивших поддержку, количества выданных грантов, количества выданных поручительств, количества субсидий на возмещение всевозможных затрат, количества информационных материалов, а также ... услуг по размещению рекламно-информационных сообщений на телеканалах и т.д. - Портал не объясняет. Даже число вновь созданных и сохраненных рабочих мест показателями эффективности в чистом виде не являются, если нет соотнесенности объема затрат на единицу такого «создания» и/или «сохранения».
Однако, не будем столь придирчивы к экономической терминологии «экономистов» профильного департамента минэкономразвития, посчитавших иначе. Посмотрим на «качество» обработки и подачи информации, представленной в разрезе каждого региона за 2010-й год (за 2011 никаких данных на Портале нет). В первых строках Томская область - с нее и начнем. Показатель «количества субъектов МСП, получивших поддержку» составил: по плану - 50 субъектов должны были получить такую помощь из средств федерального бюджета и 0 (ноль, если кто не понял) из регионального; по факту получилась «обратная пропорция» - 0 получили из федерального и 30 из регионального. Судя по информации из других табличек, деньги из федерального бюджета область в 2010 году получила, поэтому такое расхождение плана и факта объясняется одним из двух: либо недостоверной информацией официального Портала, либо некачественной работой региональной администрации. Но это все цветочки для затравки. Буквально через строку снова возникает показатель «количества субъектов МСП, получивших поддержку». Причем, речь идет о том же самом регионе (Томская область) и о том же самом периоде (2010 год). Только значения этих «показателей» уже совсем иные: план - 174 субъекта МСП должны были получить поддержку из средств федерального бюджета и 0 - из регионального; факт оказался опять ... несколько непрогнозируемым - 0 «получили» из федерального и 59 из регионального. Всего показатель «количества субъектов МСП, получивших поддержку» применительно к Томской области за 2010 год упомянут 5 (!!!) раз и везде - разные значения. Как соотносятся эти «количества получивших поддержку» между собой в разных строках и что это за «поддержка», одна и та же или разная, - официальный Портал тоже никак не поясняет, мол, «милый мой, хороший, догадайся сам...»
Это не единичный случай самых очевидных внешних нестыковок. Ровно такая же ситуация - по многим регионам. Для примера приведем еще северную столицу. С одной стороны, «количество [МСП] получивших поддержку» в Санкт-Петербурге в 2010 году должно было составить 30 по средствам федерального бюджета и 30 - по средствам регионального; по факту же получилось 0 + 28. С другой стороны, это же самое (или совсем другое?) «количество» в том же месте и в тот же час должно было «превратиться» в 125 плюс 125, а получилось - в 0 плюс 200.
Судя по тому, что информация на ресурсе не обновляется, он мало на что влияет и, его вообще мало кто использует: видимо, не смотрят даже в региональных администрациях (иначе наверняка возникали бы импульсы недовольства наверх). Ну почему, например, например, не возмутиться администрации Самарской области? Ведь она вполне может засомневаться в том, основные результаты у региона - это нули, хотя первоначально планов было громадье. Вот, например, (если судить по информации с Портала) планировалось профинансировать 18 муниципальных программ, выдать 750 грантов, 140 займов, 70 поручительств, предоставить 4800 консультаций, обучить 1420 человек, компенсировать процентную ставку по кредитным договорам 114 МСП - и все это исключительно на федеральные деньги (региональные на Портале заявлены в размере 0). А по факту получился (опять же судя по информации этого госресурса) - полный ноль по всем без исключения перечисленным позициям.
Однако, не все так плохо в Датском королевстве, Портал информирует и о достижениях Самарской области: по другой строке количество займов для МСП планировалось выдать 46-ти МСП (на средства федерального бюджета) и 0 - на средства регионального; факт был в цифрах несколько обратной пропорции - 0 плюс пять. Но ... тут же появляется еще одна строка «Количество поручительств для субъектов МСП, ед.» (см. абзац выше): по плану - 76 плюс ноль, по факту - ноль плюс одиннадцать. Число участников выставочно-ярмарочной деятельности планировалось 45 плюс 0. Факт оказался в иной «пропорции» - ноль плюс 15. Число прошедших обучение в плане значилось 120 + 0, по факту оказалось 0 + 300. Неужели федеральный бюджет выделял средства, но поддержать на них никого не получилось, а региональный - ничего не выделял, но «из ничего» все равно удалось сделать «нечто» (или хоть «что-то», отличное от «ничего»)...
От ягод снова вернемся к «цветочкам» неинформативности, запаздывания и некачественности ресурса. Заканчивается 2011 год. Практически все средства (а на федеральную программу поддержки МСП в этом году выделено свыше 20 млрд. рублей) давно распределены по региональным бюджетам. Между тем в разделе «Заявки на предоставление субсидий» указано только количество поданных из регионов в этом году заявок и запрашиваемые суммы, а столбец «Одобрено заявок на предоставление субсидий» везде зияет цифрой 0, как будто ни один регион еще ничего не получал. Ровно то же самое в части, касающейся информирования общества по суммам субсидий (в столбцах «Одобренная сумма субсидий из регионального бюджета» и «Выделено на предоставление субсидий из Федерального бюджета» напротив каждого региона указана сумма «ноль»). Зато, как ни странно, исправно указаны коэффициенты федерального софинансирования для всех без исключения регионов, получивших федеральные ресурсы. Коэффициенты надо на 0 перемножить для получения абсолютных значений?
Странным выглядит и расходование средств регионами в 2010 году. Судя по данным госресурса в регионы были перечислены миллионы (а в некоторые - десятки миллионов) рублей, но ни один из них не потратил ни копейки не только федеральных, но даже своих, региональных денег (в обоих столбцах значение показателя 0). И более того - судя по ссылке «Количество субъектов МиСП, которым была оказана поддержка» в 2010 году, таких субъектов МСП опять же во всех без исключения регионах было ноль целых ноль десятых. Чтобы вконец не запутаться, давайте вернемся в начало статьи. Впрочем, это тоже не поможет ...
Во второй половине 2010 года профильный департамент МЭР объявил конкурс на проведение «научно-исследовательской работы» с длинным и неудобоваримым названием «Анализ и информационная оптимизация системы поддержки малого и среднего предпринимательства с целью реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на основе современных информационных технологий» (стартовая цена «НИРа» - 5 млн. рублей, срок выполнения работы - не более 2-х месяцев). Основной задачей «НИРа» как раз и было «регулярное наполнение Федерального портала поддержки малого и среднего предпринимательства наиболее актуальным и востребованным содержанием, формирование наиболее авторитетного интернет-ресурса в сфере оказания информационной поддержки малого и среднего предпринимательства с целью информационного обеспечения реализации государственной политики в области развития МСП в Российской Федерации...».
Что получилось - мы видим.
Ну, и кому нужен такой государственный интернет-ресурс, если он не только не дает информацию нужного качества и в разумный срок, но и противоречит сам себе?