На прошлой неделе, 4 июня, Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев дал интервью программе «Познер» на первом канале. Среди прочих, весьма важных вопросов, меня особенно привлекли ответы на вопросы о положении Церкви1 и вере в Бога. Приведем выдержку из интервью:
«В.В.Познер: … Я не могу не спросить Вас о другом: как Вы оцениваете нынешнюю деятельность Русской православной церкви? В том смысле, насколько всё-таки соблюдается 14-я статья – отделение церкви от государства? Довольно, на мой взгляд, агрессивное проникновение церкви в разные области, вызывающее у многих вопросы. Вы как?
Д.А.Медведев: Здесь, наверное, наши позиции с Вами не вполне сойдутся.
В.В.Познер: Возможно.
Д.А.Медведев: Что нормально. Я не считаю, что наблюдается какое-то агрессивное проникновение Русской православной церкви или какой-либо другой церкви в жизнедеятельность, в поры общества. Да, церковь занимает сегодня подобающее место, причём я имею в виду различные церкви в жизни нашего государства и общества. Но она отделена, отделена от принятия решений, и я-то это знаю как никто другой. У нас никогда не было ситуаций, когда, допустим, кто-либо из представителей различных конфессий что-либо навязывал, говорил, что, знаете, мы это не примем, это неприемлемо, мы хотим сделать вот это. За весь период моей политической практики и в Администрации, и работы Президентом, и сейчас такой ситуации не было. Но то, что церковь как институт вернула себе несколько утраченные за советский период позиции, – мне кажется это нормальным.»2
Несмотря на весьма уверенный и убедительный ответ Дмитрия Анатольевича, я склонен считать, что Церковь слишком активно вмешивается в жизнь Российского государства. Что вызывает весьма противоречивые чувства.
С одной стороны, как гражданину светского государства и юристу мне все же хотелось бы, чтобы статья 14 Конституции Российской Федерации исполнялось не менее ревностно, нежели остальные нормы Основного Закона. Существуют вполне обоснованные опасения, что Церковь вернет себе позиции, утраченные не только за советский, но и за досоветский период.
С другой стороны как член пусть и не совсем сформировавшегося, не очень крепкого гражданского общества, видящий развитие порочности и преступности в обществе, считаю, что вера в Бога (которая культивируется в первую очередь через Церковь) может продуктивно помогать Государству в борьбе за укрепление морали в общественном сознании. Вместе с тем, я считаю, что вера в Бога и вера в Церковь не одно и тоже.
Наконец хотелось бы обратить внимание на то, что Медведев определил себя как верующего человека.
«В.В.Познер: Когда вы предстанете перед богом, что скажете ему?
Д.А.Медведев: Я верующий человек, я попрошу у него прощения за все, что совершил».3
Интересно, как бы Вы, уважаемый читатель, ответили на подобный вопрос?
P.S. Замечу, Российская Федерация отделяет себя от Церкви, но не от Бога и веры в него. Думается, что в этом есть особый смысл правовой государственности.
1Отсюда и далее под Церковью мы подразумеваем все религиозные организации России.
2 http://government.ru/docs/19154/#sel=169:1,172:123
3 http://government.ru/docs/19154/#sel=169:1,172:123