Министерство экономического развития подготовило проект Закона «О государственно-частном партнерстве» (1). 7 марта с.г. закон был одобрен Правительством России и в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу (2).
Вместо создания благоприятной регуляторной среды по сути предлагается множество суррогатов, одним из которых и является данный законопроект.
Некоторые нормы (предлагаемые поправки в «смежное» законодательство) сразу вызывают оторопь. Например, предлагается специально для соглашений о ГЧП исключить из закона «О конкуренции» запрет на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанных с тем, что является предметом торгов. Земельные участки в аренду для деятельности в рамках ГЧП предлагается предоставлять без проведения торгов (конкурсов, аукционов) — изменения в Земельный Кодекс. Предлагается также вывести заключение и реализацию договоров о ГЧП из-под действия закона «О госзакупках» («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). В наших условиях все это может привести к тому, что самое лакомое государственное и муниципальное имущество тут же превратится в потенциальные (а потом и реальные) «объекты соглашений о ГЧП». А отдавать это имущество частным или «частным» компаниям будет по своему субъективному усмотрению чиновник, назначенный «ответственным» за распределение редких ресурсов.
В большинстве остальных «норм» законопроект очень рамочный, сырой, по сути мало что меняющий во взаимоотношениях государства с реальным (независимым) частным предпринимательством. Но есть еще и риск, что проект, когда станет законом, простимулирует создание, закрепление и развитие институциональных ловушек.
Цели законопроекта «Об основах ГЧП» и действующего закона «О концессионных соглашениях» (на который с 2005 года уже 10 раз накладывались «заплатки»-изменения) практически идентичны (словесные «вариации» незначительны): и тот, и другой декларируют привлечение частных инвестиций и повышение качества услуг населению (потребителям). По сути в законопроекте только «концессионное соглашение» и обозначается как форма ГЧП, об остальном сказано как «об иных формах», особенности которых опять же будут устанавливаться в других федеральных законах (которых сегодня, разумеется, нет даже в концепциях).
О рамочности законопроекта говорит и тот факт, что после его принятия под него надо будет разработать целую кучу подзаконных правительственных актов, в которых как раз и может быть спрятано множество «чертиков» (почему нельзя планируемую «подзаконку» включить в сам закон или хотя бы представить ее обществу и бизнесу одновременно с проектом, неясно).
Об институциональной ловушке. Законопроект дает определения «публичному» и «частному» партнерам (которые будут между собой взаимодействовать, т.е. заключать договора о ГЧП в названных выше целях «привлечения» и «повышения»). «Частными партнерами», согласно законопроекту, не могут являться хозяйственные общества, 100% капитала которых принадлежит государству (обоим уровням госвласти) или муниципалитетам. Если следовать букве законопроекта, то, коли этим «собственникам» будет принадлежать только 99% капитала компании, она формально уже может быть зачислена в «частные партнеры». В законопроекте есть исключения, кто из юридических лиц не может являться «частным партнером». Однако, среди этих исключений нет… например, партий и ряда других некоммерческих организаций, учредителями которых могут выступать органы госвласти. Значит ли это, что и они тоже могут превратиться для государства в «частные партнеры»?
По решению государства или муниципалитета (публичного партнера) его интересы во взаимодействии с «частным партнером» могут представлять государственные компании (корпорации), ГУПы, МУПы, госучреждения или ОАО со 100% госучастием. Вот и представим себе, как будет выглядеть ситуация, когда ОАО с 99% госучастия («частный партнер») будет «партнерствовать» с перечисленными выше «товарищами» («публичными партнерами») — все это будет называется громким словом ГЧП. Что это будет означать? Одно госпредприятие будет передавать другому госпредприятию во владение (пользование) государственное же или муниципальное имущество. Кто будет реальным бенефициаром всех этих телодвижений, нетрудно догадаться.
…Частной не аффилированной ни с кем во власти бизнес-структуре законопроект ничего хорошего не сулит. В реальной практике проект (когда станет законом) может простимулировать развитие и укрепление российского государственно-монополистического капитализма.
(1) Далее государственно-частное партнерство в тексте будет обозначаться аббревиатурой «ГЧП».
(2) http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20130307_06