Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

Поддержка малого бизнеса: подходы к организации

В настоящее время в различных СМИ все чаще появляются статьи по поводу государственной поддержки малого бизнеса.

Поскольку экспертные исследования (например, НИСИППа) показывают, что и сама помощь со стороны государства и рост ее финансовой составляющей за последние три-четыре года не оказывают никакого влияния на качественное состояние и рост малого бизнеса, то ставится вопрос о целесообразности этой помощи как таковой.

А тут еще и со стороны предпринимателей раздаются мнения о ненужности государственных программ поддержки вообще. Мол, «не нужно нам никакой поддержки от государства, пусть лучше не мешает»!

Но так недолго, что называется, «с водой выплеснуть и ребенка»! Тем более, что «не мешать» призывают, как правило, предприниматели уже более или менее твердо стоящие на ногах. А как же начинающие? А как же те, кто еще только думает о возможности проявить инициативу? Они безусловно нуждаются в поддержке — информировании, обучении, консультировании, да и в финансировании (тех самых грантах) тоже.

Да, государство наше, с точки зрения поддержки предпринимательства (а только об этом мы сейчас и говорим), мягко говоря, не идеально. И грантовая поддержка начинающих предпринимателей практически «ушла в песок». Но значит ли это, что от такой поддержки надо вообще отказываться? Конечно же, нет! Просто перед тем как «предлагать» эту поддержку, потенциального предпринимателя необходимо (!) предварительно серьезно обучить. Но не так, как это еще недавно происходило. Когда для безвозмездного получения суммы почти в 60 тыс рублей ( а это, между прочим, как бы не казалось кому-то смехотворным, но порой 3-х, а то и 4-х, месячная средняя зарплата практически, за редким исключением, любого региона страны, не говоря уже о средней зарплате в самом секторе малого предпринимательства!) достаточно было пройти недельные курсы обучения. Представить бизнес-план (практически, типовой) и, - пожалуйте за деньгами!

Кстати, два слова о бизнес-плане. Этот документ (и собственно как документ и как понятие) выхолощены у нас стране донельзя! Тучи, просто тучи, отдельных специалистов и целых организаций готовы сделать этот бизнес-план за самого предпринимателя! Ну и что это за план, в котором сам предприниматель не написал ни строчки, а главное, - не просчитал ни одной цифры. И не понимает, что с его бизнесом может быть через год или полтора. Да и документ ему этот нужен лишь только для получения денег, но никак не для планирования. Стоит ли после этого удивляться, что подавляющая часть таких «предпринимателей», получив деньги, через год, а то и раньше, оказались «у разбитого корыта»!?
Поэтому к обучению и консультированию предпринимателей, особенно потенциальных и начинающих, следует относиться более серьезно. И вот здесь серьезную роль должна играть инфраструктура поддержки. Сейчас в СМИ изредка проскальзывают предположения о том, что государство могло бы перенести акцент своей поддержки с грантовой помощи непосредственно предпринимателям на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Мол, толку будет больше. Возможно. Однако, не стоит кидаться из одной крайности в другую. Следовало бы, скорее, попытаться соблюсти определенный баланс между развитием этих направлений поддержки. Но при этом требуется разобраться с таким понятием, как «инфраструктура поддержки малого предпринимательства».

Законом № 209 ФЗ от 24.07.2007 г., в ст.15, п.1, дано, вроде бы, однозначное ее определение. Но следом, ст.15,п. 2, к ней кто только не относится — представлен обширный перечень организаций, которые «также» относятся к инфраструктуре поддержки — от агентств по развитию предпринимательства до центров поддержки субподряда и экспорта. И, зачастую, представленные в п.2 структуры, никоим образом на практике не соответствуют требованиям п.1, И бог бы с ними! Однако, прикрываясь звучными названиями, что порой служит единственным «основанием» отнесения их к инфраструктуре поддержки, такие организации претендуют на участие в различного рода конкурсах и на получение реальных финансовых средств. Результат их деятельности мы наблюдаем, как говорится, воочию.

Но в этой связи, нельзя не выдвинуть упрек и местным органам власти и самоуправления. Часто они, самостоятельно или совместно с другими организациями, выступают учредителями такого рода структур. А после учредительства, считая на этом свою миссию исполненной, начинают требовать от учрежденных организаций самоокупаемости и прибыльности. В итоге, эти организации, чтобы выжить, начинают заниматься чем угодно, но только не поддержкой предпринимательства, ради которой они были созданы.

Таким образом, и в том, и другом случае можно говорить об отсутствии четкого представления о том, каковы задачи и функции организации, которую с полным правом можно отнести к инфраструктуре поддержки предпринимательства. Вообще-то, уже упомянутый Закон № 209 ФЗ в п.3, ст 15 предписывает требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки предпринимательства, устанавливать в программах поддержки (федеральных, региональных, муниципальных), но разработчики этих программ подобными вопросами себя не утруждают, а просто отсылают к (или прямо их цитируют) уже известным нам двум первым пунктам той же статьи. Круг замыкается.

Так что же должна представлять собой инфраструктура поддержки малого предпринимательства?
Как это не покажется странным, но, по-нашему мнению, инфраструктура поддержки не должна быть ориентирована на работу с конкретным предпринимателем. Ее задача — создание на «своей» территории условий для развития предпринимательства в целом: сбор, систематизация и представление информации о способах и мерах поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; организация и проведение бесплатных (или на льготных условиях) семинаров, лекций, тренингов по широкому кругу вопросов предпринимательской деятельности; сбор, систематизация и анализ информации о субъектах (в том числе, потенциальных и начинающих) предпринимательства; организация и проведение публичных мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства и т. п. Что касается предоставления конкретных услуг конкретным субъектам предпринимательства — то это задача коммерческих консалтинговых организаций.

Таким образом, действует принцип — общую информацию, а также представления, знания и навыки потенциальный или начинающий предприниматель получает с помощью инфраструктуры поддержки, а конкретные услуги — в коммерческой консалтинговой структуре. Понятно, что принцип этот не универсален. Конечно, есть территории (муниципальные районы, городские округа и поселения), где консалтинговые структуры отсутствуют. В этом случае, инфраструктура поддержки может (если сможет, конечно) взять на себя оказание конкретных услуг. Но она не выступает на рынке услуг конкурентом консалтинговым структурам. Ее задача в данном случае, скорее, в поиске на рынке услуг новых ниш, которые позволят развиваться предпринимательству динамичнее и эффективнее.

По поводу сказанного может возникнуть возражение, что, мол, все эти функции инфраструктуры поддержки с успехом может выполнять сама администрация. Что во многих случаях сейчас она и пытается делать. Но здесь следует заметить, что, во-первых, не следует путать, смешивать и объединять административные функции и задачи с экспертными и аналитическими, поскольку, а это, во-вторых, практика довольно наглядно демонстрирует неэффективность подобного рода подходов.

В определенном смысле, инфраструктура поддержки находится в привилегированном положении. И привилегия ее в том, что осуществляемая ею деятельность должна финансироваться преимущественно в рамках реализации соответствующей программы поддержки предпринимательства. Иными словами, в программе должны быть запланированы те мероприятия, которые будут реализовываться инфраструктурой поддержки. Но, например, для муниципальной структуры поддержки ее деятельность не должна ограничиваться только муниципальной программой поддержки предпринимательства. Ей следует активно искать возможности участия («предлагать себя») в реализации на своей территории мероприятий региональной программы. А также в программах отраслевых департаментов регионального правительства, связанных, может быть и косвенно, с развитием предпринимательства на данной территории.

Муниципальная программа, региональная программа и специфическая (см. выше) работа на рынке услуг — вот три основных финансовых источника деятельности инфраструктуры поддержки. До недавнего времени еще можно было «заявиться» на получение грантов от различного рода филантропических (в основном, зарубежных) организаций и фондов. Но сейчас этот канал, к сожалению, недоступен.

Соответственно и создаваться инфраструктура поддержки должна при активном участии (самостоятельно или в соучредительстве) местными органами власти или самоуправления. Поскольку деятельность организации инфраструктуры представляется частью запланированной, а частью достаточно гибкой и свободной, то наиболее приемлемой ее организационно-правовой формой выступает автономная некоммерческая организация (АНО) или фонд. В любом случае, деятельность инфраструктуры поддержки предполагает тесное взаимодействие с местными органами власти или самоуправления. Это, в свою очередь, предполагает со стороны властных структур ответственный подход к планированию развития территории, определение приоритетов этого развития, бюджетного планирования и, соответственно, серьезного отношения к разработке программ развития и поддержки предпринимательства.

Кто-то может сказать — так в этом-то и проблемы! Нет специалистов для разработки программ, нет финансовых ресурсов для «наполнения» программ поддержки, трудно найти активных и ответственных людей, которые взяли бы на себя руководство такими структурами поддержки предпринимательства, тем более, на муниципальном уровне, где приезд более или менее вменяемого специалиста рассматривается как событие!

Конечно, проблемы эти существуют (а еще и масса других!) и они довольно остры. Региональный и местный уровни управления превращаются в простые механизмы по перераспределению федеральных средств и, по большей части, все менее склонны к проявлению какой-либо инициативы. Там же, где эту инициативу еще готовы проявлять, поддержка предпринимательства приобретает либо крайне усеченные, либо популистские формы. В любом случае, такая поддержка является паллиативом, направлена на ограниченное число субъектов предпринимательства и для развития как предпринимательского сектора, так и территории в целом существенной роли не играет. А ведь в стране огромное количество территорий, где на местном, муниципальном уровне НИЧЕГО, кроме малого бизнеса не существует! Да и там, где есть какое-либо производство, вся жизнедеятельность все равно держится исключительно на малом бизнесе.

Государству пора прекратить «игры» по перекладыванию денег из одного кармана (грантовая и кредитная «поддержка») в другой (фискальная нагрузка). Пора также отказаться от простого и примитивного «накачивания» сектора малого предпринимательства деньгами, как единственно возможного метода его стимулирования. Требуются более «тонкие» и разнообразные механизмы поддержки и развития предпринимательства.

Реально эту поддержку может оказать только государство. А предприниматели вправе на эту поддержку рассчитывать, и более того, настоятельно этой поддержки требовать.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости