Российскую систему госзаказа ругают все, причем априори, зная какие-то факты или даже без таких. Я же лично при таких дискуссиях склоняюсь к более взвешенной позиции. Проблемы, безусловно, есть, но в целом система работает. Поэтому каждый раз, сталкиваясь с какими-то шероховатостями в данной сфере, хочется найти логическое объяснение, даже оправдание, наверное. Но, к сожалению, получается не всегда. Отдельные действия людей, отвечающих за размещение заказов и, соответственно, за выбор победителя конкурса, выглядят, как бы это покорректнее сказать, непонятно.
Расскажу одну из таких историй. 15 августа текущего года ФГКУ "Рослесресурс" объявило многолотовый конкурс на выполнение в 2013 - 2014 годах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд лесного хозяйства. Один из лотов (самый маленький) заинтересовал наш институт. Речь идет о конкурсе на разработку научно обоснованной модели определения необходимой численности сотрудников, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Дело в том, что НИСИПП обладает проверенными эффективными методиками проведения функционального анализа органов власти с выходом на обоснование необходимой их штатной численности для выполнения различных полномочий. Решение подать заявку на данный конкурс было принято, несмотря на то, что ранее мы имели не самый положительный опыт взаимодействия с Рослесхозом, чьей подведомственной организацией является Рослесресурс.
Далее все по процедуре. Вскрытие конвертов (у нас оказалось два конкурента), этап рассмотрения заявок. 4 октября на сайте http://zakupki.gov.ru появился протокол рассмотрения заявок. И мы видим, что нашу организацию не допустили к участию в конкурсе.
Первой реакцией было, что, наверное, мы что-то напутали с документацией, но все оказалось иначе. Привожу официальную формулировку из протокола:
Заявка №14.
Участник размещения заказа: АНО "НИСИПП".
Решение комиссии: участник не допущен.
Обоснование решения: результаты работ в Формах №5 и №6, не соответствуют требованиям конкурсной документации, - пп. «е» п. 4 ч. 14 Раздела 1 Конкурсной документации - п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона; данные, представленные в Форме №5 и №6 заявки, не соответствуют требованиям, предъявленным к работам в Разделе 3 Конкурсной документации, - пп. «ж» п. 4 ч. 14 Раздела 1 Конкурсной документации - п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона.
Начали разбираться. Итак, по пунктам:
1. результаты работ в Формах №5 и №6, не соответствуют требованям конкурсной документации, - пп. «е» п. 4 ч. 14 Раздела 1 Конкурсной документации - п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона
Сначала откроем конкурсную документацию:
пп. «е» п. 4 ч. 14 Раздела 1 Конкурсной документации
Участник размещения заказа не допускается до участия в конкурсе в случае:
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе: окончания работ (этапов), формулировки результатов работ, отличающихся от требований конкурсной документации; отсутствие каких-либо результатов работ и т.д.
Вроде все ясно и законно.
Теперь смотрим Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»:
п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона
Статья 12. Условия допуска к участию в торгах
1. При рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае:
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее) для нужд заказчиков конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.
Ну вроде тоже все ясно. Но при чем тут мы?
Смотрим требования конкурсной документации в отношении окончания работ (этапов), формулировки результатов работ, отличающихся от требований конкурсной документации; отсутствие каких-либо результатов работ и т.д. Данные требования изложены в Разделе 3 Конкурсной документации. Надо сказать, что данные требования предельно лаконичны:
Увеличить
А теперь смотрим наши формы №5 и №6.
Форма №5.
Описание характеристик работ
Лот № 2 «Разработка научно обоснованной модели определения необходимой численности сотрудников, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)»»
Цель работы.
Целью работы является подготовка научно обоснованных предложений по оптимизации численности сотрудников, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), на основе системы объективных критериев в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации.
Основание проведения работы.
Подробно описано, зачем такая работа нужна.
Основное содержание работы.
Работы включают в себя 4 основных компонента.
- Определение количества рабочего времени, необходимого для выполнения определенной работы, которая должна быть выполнена в единицу времени, при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
- Определение факторов и критериев, влияющих на затраты времени при выполнении отдельных работ и обеспечивающих наибольшую точность нормативов и норм при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) с учетом особенностей субъектов Российской Федерации.
- Проведение технических расчетов, экспериментальных и других исследовательских работ, обработка собранных материалов.
- Разработка научно обоснованной формулы для определения необходимой численности сотрудников, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в соответствии с положениями главы 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
Далее подробно описаны все компоненты работ.
Результаты работы.
По результатам работ будет подготовлен Научный отчет, содержащий:
Так, видим нестыковку. Наши результаты работ расширены по сравнению с требованиями. Но только я не представляю, как можно по результатам выдавать в научном отчете только модель без результатов предыдущих компонентов? Это является нарушением?
Теперь смотрим нашу форму №6:
Форма № 6.
Видим то же самое, кроме того, сроки работы ни в коей мере не противоречат требованиям.
Посмотрим вторую часть обоснования нашего отклонения:
2. данные, представленные в Форме №5 и №6 заявки, не соответствуют требованиям, предъявленным к работам в Разделе 3 Конкурсной документации, - пп. «ж» п. 4 ч. 14 Раздела 1 Конкурсной документации - п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона.
Стоп, это же полный повтор того, что было в первой части.
пп. «ж» п. 4 ч. 14 Раздела 1 Конкурсной документацииУчастник размещения заказа не допускается до участия в конкурсе в случае:
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе: несоответствие данных, представленных в формах № 4,5,6 требованиям, предъявляемым к работам в Разделе 3 Конкурсной документации.
Ведь мы же уже разобрались с требованиями конкурсной документации.
Итак, что мы имеем:
- Наша заявка была не допущена к участию в конкурсе на основании того, что мы осмелились конкретизировать технические требования, представляющие собой полстраницы.
- Данная конкретизация технических требований не содержит ни единого противоречия с самими техническими требованиями.
- Нами не были указаны неверные сроки выполнения работы.
- В предложении о цене контракта нами не была указана цена, превышающая начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара.
Очевидно, что данная ситуация и решение конкурсной комиссии должно являться предметом разбирательства ФАС России, и мы сейчас такой вариант рассматриваем. Более того, мы полностью уверены, что ФАС России нашу жалобу удовлетворит. Только вот очевидно, что в этой ситуации не будет никого выигравшего:
- Члены конкурсной комиссии получат взыскание.
- Мы получим в лучшем случае моральное удовлетворение, так как в следующий раз конкурсная комиссия найдет другие возможности, чтобы мы не выиграли конкурс.
- Конкурс будет отменен, и неизвестно, удастся ли Рослесресурсу запустить его заново и получить результаты работы, которые им нужны в их деятельности.
- А главное, научит ли это кого-нибудь чему-нибудь?
Если честно, сомневаюсь.