Прошедшая неделя принесла несколько важных (или «важных») новостей, прямо или косвенно касающихся регуляторной политики в отношении малого и среднего предпринимательства:
- 21 октября президент подписал закон, согласно которому от административной ответственности (штрафов) за грубые нарушения1 правил бухучёта и отчётности освобождаются должностные лица компаний, если до утверждения отчётности успеют подать уточнённую декларацию и выплатят недостающие суммы налогов/сборов и пени2.
- 23 октября ГосДума во втором чтении приняла поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми для юрлиц изменяются правила уплаты налога на торгово-офисную недвижимость. Расчёт налога с начала 2014 года будет производиться исходя из кадастровой, а не балансовой (инвентаризационной) стоимости объекта, как это есть сейчас.
- 25 октября ГосДума в третьем чтении приняла закон, будто бы «допускающий возможность для всех субъектов малого предпринимательства ведения бухгалтерской (финансовой) отчетности в упрощенном виде»3. Во всяком случае так преподнесли официальные
- 26 октября МЧС России устами пресс-секретаря министра Ирины Россиус сообщило, что планирует на пять лет из-под надзора в области пожарной безопасности полностью вывести предприятия малого и среднего бизнеса: своего рода «пожарные/противопожарные каникулы» (вот во что теперь «трансформировалась» покинувшая информационное поле идея Александра Галушки из Деловой России и ОНФ, который в свою очередь покинул поле общественной и политической деятельности, пересев в министерское кресло исполнительной власти).
По крайней мере четыре из пяти рабочих дней государство поддерживало малый бизнес.
Что в сухом остатке, если сдуть с поверхности шелуху пиара?
Административная ответственность для должностных лиц за «грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчетности», согласно статьи 15.11 КоАП, — это штраф от 2000 до 3000 руб. Несомненно, «существенная» экономия (по крайней мере раз в квартал).
«Допустимая возможность» для малого бизнеса по применению упрощённой системы учета и отчетности была и ранее (в законе в этой части изменилась только формулировка, а по сути же эту «возможность» просто распространили ещё на НКО).
А вот что касается привязки налога к кадастровой стоимости, то при переоценке она не только «может сравняться с рыночной», как заявляет, например, Александр Бречалов4, но и намного (в разы) превысить её, как произошло в конце прошлого года, например, с переоценкой кадастровой стоимости земли в Москве. Однако в том, что в случае переоценки кадастровой стоимости многие предприниматели «могут оказаться вне категории до ста», то есть потеряют возможность пользоваться упрощённой системой налогообложения, лидер ОПОРы абсолютно прав. Кадастровая стоимость определяется по заказу власти, расчёт ее действительно непрозрачен, а кто платит за контракт, тот, как известно, и заказывает [не только] музыку. Можно предположить, какой пресс ожидает бизнес в условиях роста дефицитности региональных бюджетов, ситуация тут складывается крайне неблагоприятная: «По данным федерального казначейства об исполнении бюджетов по итогам января-августа 2013 г., дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 1,4 трлн руб. Еще месяц назад они были закрыты с профицитом в 158,7 млрд руб. При этом, дефицит одних только региональных бюджетов — 1,2 трлн руб. Если сравнить сегодняшнее положение с финансовыми результатами 2012 г. (за семь месяцев дефицит консолидированного бюджета субъектов составил 1,2 трлн руб., региональных бюджетов – 1 трлн руб.), прослеживается четкая тенденция к увеличению дефицитности»5. Уточним, что речь идет о привязке налога к балансовой стоимости административно-деловых и торговых помещений, офисов, об общепите и бытовке — «плотность» малого и среднего бизнеса в этих секторах чрезвычайно высока.
Пожарные/противопожарные каникулы — своего рода планируемый эксперимент. С одной стороны — посмотреть, как скажутся «послабления» на статистике пожаров. С другой, — через 5 лет всё равно передать право на проверки в регионы. Но пока это всё слова и «мечты». Инициативы сами по себе мало что значат, если на следующий день о них забывают. В марте этого года МЧС намеревалось сократить проверки на предприятиях МСП в 10 раз, статс-секретарь и заместитель главы МЧС Владимир Артамонов заявлял: «МЧС России продолжает внедрять современные технологии в обеспечении вопросов безопасности. Мы планируем сократить количество проверок в отношении малого и среднего бизнеса в 10 раз, при этом внедряя современные и простые формы процедуры подготовки деклараций, пожарной безопасности». Кто измерял, что произошло за прошедшие полгода?
Пока все свидетельствует о том, что много шума из ничего. В каждый текущий момент времени хотим как лучше…
1 Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: — искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; — искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
2 http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?65183
3http://www.itar-tass.com/c16/926925.html
4http://journal.dasreda.ru/news/3995-iz-za-naloga-na-nedvizhimost-uproschenka-mozhet-stat-nedostupna-dlya-biznesa
5http://www.nakanune.ru/articles/18242/