Улучшение процедур ведения бизнеса еще не означает реального оживления деловой активности
Всемирный банк опубликовал результаты рейтингования стран по условиям ведения в них бизнеса, и эти результаты оказались положительными для России. Со 112 места она переместилась в этом престижном рейтинге на 92-е. Кажется, жизнь налаживается?
Повышение места России может быть объяснено рядом причин:
- улучшение в России ситуации с контрольно-разрешительными процедурами и прочими ключевыми для этого рейтинга показателями;
- ухудшение ситуации (или не очень быстрое улучшение этих показатеелей) в странах-конкурентах;
- выгодный для России отбор регионов, в которых проводилось исследование, и экспертов, которые оценивали степень сложности ведения бизнеса в этих регионах.
Судя по всему, в реальности имеет место какое-то сочетание всех трех этих моментов, которое и привело к тому, что Россия покинула вторую сотню и переместилась в конец первой сотни стран.
Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, в любом случае, следует проверить, будет ли этот факт подтвержден в следующем году, т.е. превратится ли это отрадное для России разовое явление в некую тенденцию. Возможно, мы имеем дело с временным явлением.
Во-вторых, помимо рейтинга Doing Business, который полюбило российское руководство, существуют и другие рейтинги, которые также позволяют оценивать степень раскрепощенности деловой среды и условий для ведения бизнес-активности - такие, как индекс восприятия коррупции, свободы и т.п. В них пока столь же обнадеживающих изменений в отношении России не видно.
В-третьих, поскольку бьют, как известно, не по паспорту, а по лицу, имеет смысл оценить и некоторые другие данные, доступные нам, так сказать, в ощущениях: сокращение числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей с начала 2013 г. более чем на 700 тыс., ожидаемое возвращение к практике возбуждения внеочередных проверок бизнеса правоохранительными органами, развернувшаяся под флагом борьбы с нелегальной миграцией война с мелкой розничной торговлей овощами и фруктами и ряд других явлений последнего времени.
В этом смысле, хотя в «паспорте» все выглядит неплохо, «лицо» российского бизнеса, особенно малого, - по-прежнему в синяках и кровоподтеках.
Предпринимаемые правительством шаги по поддержке малого бизнеса - даже если они искренние - совершенно недостаточны в качестве противовеса указанным тенденциям. Сложившаяся социально-экономическая модель – с преобладанием крупного бизнеса и растущей долей занятых в бюджетном секторе - не стимулирует предпринимательской активности населения. Нужны меры, направленные не только на содействие уже действующим малым и средним предприятиям (МСП), но и на формирование склонности и развитие компетенций, необходимых для успешного ведения предпринимательской деятельности.
Эти меры хорошо известны из зарубежной практики, они требуют выхода за рамки самого сектора и поддержки соответствующих – сравнительно дешевых - образовательных, медийных и иных проектов по формированию позитивного имиджа предпринимательства, продвижению лучших образцов, стимулированию конкурсов бизнес-идей среди разных категорий населения, по поддержке сотрудничества между средним бизнесом, образовательными и научными учреждениями. Политика содействия развитию предпринимательства и политика поддержки МСП – не тождественны, при этом во многих странах с развитой рыночной экономикой данная политика давно вышла за рамки поддержки самозанятости безработных, а эффективность последней ставится под вопрос. Более того, в ряде субъектов РФ с крайне низким уровнем развития МСП традиционные меры по содействию малому предпринимательству не имеют смысла без опережающей работы по формированию и усилению предпринимательского потенциала населения. В правительственной политике эта линия почти не намечена.
Важным новым явлением в российской экономике с середины прошлого десятилетия является группа средних компаний – «газелей», которых на сегодняшний день в стране насчитывается несколько сотен. Они обладают компетенциями, позволяющими быстро и устойчиво наращивать выпуск, оборот, занятость и могли бы стать центрами растущих кластеров – при соответствующей поддержке (подготовка кадров, помощь в субконтрактации и т.п.).
Между тем, интересы и запросы этой группы компаний МСП почти не отражены в правительственных разработках.
Наконец, нарастающая дифференциация как в самом секторе (микро – малый – средний бизнес) по степени успешности, стратегиям развития, отраслевым приоритетам, уровню формализации и т.п., так и между сравнительно более успешными и отстающими регионами, требует формирования «разных политик» для разных целевых групп и для разных типов территорий и поселений. Судя по всему, исполнительная власть не представляет, как учесть в своей политике данное обстоятельство, поэтому софинансируются практически любые программы, выносимые субъектами федерации, без учета их реализуемости и потенциальной адекватности сложившимся в регионе условиям.
И пока это так, рассчитывать на устойчивое продвижение России в рейтинге вверх сложно.