Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

Минкомсвязь отменяет ограничения на использование электронных документов при взаимодействии предпринимателей и органов государственной власти: прогрессивно, но есть некоторые но

В Минкомсвязи России подготовлен крайне важный законопроект для бизнеса – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии предпринимателей и органов государственной власти».

Законопроектом вносятся поправки в целый ряд законов:
1) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (совершение нотариальных действий с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи; удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу путем подтверждения тождественности содержания документа на бумажном носителе содержанию электронного документа),
2) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (новая редакция статьи 13. Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений),
3) Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (предоставление документов для получения лицензии в электронном виде),
4) Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (передача документов в электронном виде саморегулируемой организацией в надзорный орган),
5) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (предоставление информации кадастра в электронном виде),
6) Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (осуществление взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с физическими лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями в виде обмена электронными документами, подписанными электронной подписью),
7) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (передача исполнительных документов в форме электронных документов, подписанных электронной подписью),
8) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (передача жалоб на членов саморегулируемой организации в электронном виде и обмен другими документами с уполномоченными органами в электронном виде),
9) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (уведомление о проверках в электронном виде, передача результатов проверки в электронном виде),
10) Федерального закона от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на воздушные суда),
11) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (подача документов для лицензии в электронном виде, предоставление лицензии в форме электронного документа).

Весьма прогрессивный законопроект, ничего не скажешь. Но все-таки нужно отметить два но:
Первое. Проект закона висит для публичного обсуждения на портале regulation.gov.ru в рамках процедуры, предусмотренной Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения», а не Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов…». Между тем в Регламенте Правительства РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260) есть пункт "60(1): «Проекты актов, регулирующих отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, подлежат оценке регулирующего воздействия, которая проводится федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством.

Проекты актов, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вносятся в Правительство с заключением об оценке регулирующего воздействия, подготовленным Министерством экономического развития Российской Федерации».

Не менее половины текста проекта закона касается организации государственного контроля (в т.ч. лицензирования деятельности), соответственно он должен проходить ОРВ со всеми вытекающими последствиями, включая подготовку разработчиком собственной оценки и составление заключения Минэкономразвитием России. Какой бы прогрессивный он не был, и как бы не поджимали сроки его внесения в Правительство РФ. Аппарат Правительства может и возвратить законопроект без заключения об ОРВ, имеет на то полное право и, даже сказать, обязанность (если заключение к тому же и отрицательное). И слова «отмены ограничений» в названии проекта не отменяет этого. А всего лишь намекает, что документу можно присвоить низкую степень регулирующего воздействия, что дает минимальные сроки проведения оценки.

Некоторые могут сказать, а что это я прицепился к формальностям. А дело в том, что некоторые положения проекта могут вполне на практике трактоваться как замена бумажного взаимодействия на электронное. Что на самом деле расходов предпринимателей может и не сокращать (пока эцп будет стоить столько, вполне бумагу можно возить в органы власти – у предприятий с относительно невысокой частотой взаимодействия с государством расходы сопоставимые). Ну, может это и не так, но проверить на уровне оценки следовало бы.

Да и не факт, что речь только об «отмене ограничений на использование электронных документов». Так, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», как было указано выше, предполагается изменить целую статью, касающуюся надзора. И речь об электронном взаимодействии там не ведется, зато порядок, сроки, основания проверок имеются.

Второе, что зацепило, так это следующая норма из блока внесения в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:

«1) пункт 3 часть 3 статьи 6 изложить в следующей редакции:
3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием официального сайта соответствующего органа или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или иным способом в соответствии законодательством Российской Федерации.»

Казалось, что власти сделали Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения – regulation.gov.ru. И собственно превозносят это единство. А тут вот канал высказывания экспертных мнений через другой портал и тоже Единый. Или regulation.gov.ru так неприспособлен к обсуждениям и передаче экспертных мнений сайт, что вписать его в закон, законодательно закрепить существование, хотя бы в части саморегулируемых организаций, пока не поднимается рука? Как представляется, единым (а равно последовательным) надо быть до конца – regulation.gov.ru довести до ума и дать канал передачи электронных экспертиз через него, и не только саморегулируемым организациям. РСПП или Опора что, не могут такой возможностью воспользоваться?

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости