Минкомсвязь, как я писал в предыдущем мнении, предложило довольно прогрессивный закон, который направлен в том числе на развитие электронного взаимодействия предпринимателя и контрольного органа при подготовке и поведении проверки, получении ее результатов. Две законотворческие инициативы Роспотребнадзора сведут на нет выгоды, которые могут быть получены от закона Минкомсвязи. Зарубежный принцип «one in – two out» в России, понятное дело, не действует – одной рукой лечим, остальными тремя конечностями калечим и без того закошмаренный российский бизнес.
Речь идет вот о каких законопроектах, вызревших (вызревающих) в недрах Роспотребнадзора.
Первый – проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”». Проект находится пока на самой ранней стадии и сейчас проходит обсуждение уведомления о его подготовке по процедуре ОРВ. Сбор предложений и мнений завершается 15.12.2013. Уже из текста уведомления ясно, что ничего хорошего такое регулирование может бизнесу не принести.
Второй проходит по процедуре постановления Правительства РФ №851 (не по ОРВ) – проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и воспрепятствование проведению проверки». Дата завершения его обсуждения тоже 15.12.2013.
Нетрудно догадаться, что есть определенная взаимосвязь между ними не только в датах. И вот какая.
Проект закона о внесении изменений в ФЗ «О защите прав …» направлен на решение «проблемы» уклонения субъектов предпринимательской деятельности от получения уведомления о проверке (есть такая норма в 294-ФЗ, по которой субъект проверки заранее о ней уведомляется, что считалось по его принятии прогрессивной новеллой). Так вот эту норму предлагается ограничить для юридических лиц и индивидуальные предприниматели, осуществляющих производство и оборот продуктов питания и услуги общественного питания, т.е. для 50-60% субъектов предпринимательской деятельности. Обоснование дается очень простое:
«Приведенная выше процедура предварительного уведомления во многих случаях препятствует проведению проверки, так как субъект проверки зачастую использует все возможные способы по уклонению от вручения ему документа, уведомляющего о предстоящей проверке. Также в целях уклонения от проведения проверки недобросовестные юридические лица и индивидуальными предприниматели под всевозможными предлогами (проведение ремонта, отсутствие уполномоченных должностных лиц ввиду болезни и др.) избегают проведения проверки. Направление уведомления о проведении проверки также позволяет скрыть либо уничтожить доказательства административного правонарушения, что препятствует привлечению виновных лиц к административной ответственности. Особенно тяжкими являются последствия в связи с нарушениями, допущенными при обороте продуктов питания и оказании услуг общественного питания. Согласно предложенным законопроектом изменениям, для проведения плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот продуктов питания и услуги общественного питания, предварительное уведомление о начале проведения проверки не потребуется».
Все, конец прогрессу.
Второй законопроект дополняет первый, вводя (точнее повышая) штрафные санкции за «уклонение». В пояснительной записке очень серьезно обоснование такой необходимости:
«Несмотря на то, что Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 августа 2011 года введена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), юридические лица и индивидуальные предприниматели зачастую стремятся к тому, чтобы избежать проверки всеми возможными способами (проведение ремонта, отсутствие уполномоченных должностных лиц ввиду болезни и др.), что подтверждается ростом количества случаев привлечения к административной ответственности по соответствующей статье 19.4.1 КоАП.
Так, за 5 месяцев 2011 года Роспотребнадзором было возбуждено около 500 дел по фактам воспрепятствования проведению проверок (привлечено к ответственности ок. 300 лиц). В течение 2012 года было выявлено ок. 2500 фактов таких правонарушений (привлечено к ответственности около 2000 лиц). Вместе с тем, незначительные размеры штрафов, установленные санкциями частей 1-2 статьи 19.4.1 КоАП в отношении должностных лиц, практически не влияют на повышение уровня правосознания нарушителей. Лишь угроза привлечения к ответственности по части 3 статьи 19.4.1 КоАП за повторные случаи воспрепятствования проведению проверки или уклонения от проверки, повлекшие невозможность ее проведения или завершения, способствует снижению количества таких случаев невыполнения законных требований должностных лиц Роспотребнадзора».
Т.е. ответственность за уклонизм уже была введена до этого – с 1 августа 2011 г. Более того Роспотребнадзором активнейшим образом использовалась – количество привлекаемых к ответственности по этому основанию даже указывается как повод ее усилить.
В этом законопроекте Роспотребнадзор вообще не стесняется в увеличениях размеров штрафов, возможно, действует по принципу «пиши больше, все равно срежут, но что-то все равно останется сверх». Предлагается увеличить размеры штрафных санкций по статье 6.6 КоАП и предусмотреть наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как сказано в пояснительной записке, сейчас санкции по статье 6.6 КоАП недостаточны и предусматривают наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 1,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 2 тысяч до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Предлагается поднять штрафы в 10 раз! Я не спорю, увеличить штрафы пора (не менялись с 2007 года), но не так же буро и, так сказать, комплексно, имея в виду, что продвигаются две меры – и повышение штрафов, и фактически ревизионный (без предупреждения) порядок проверок.
Это ли не возврат к доисторической эпохе, когда защита прав предпринимателей не была зафиксирована в отдельном законе? Полагаю, ключевые ассоциации бизнеса должны обратить крайне пристальное внимание на эти инициативы. Пока слежение за благополучием населения не превратилось в полностью фискальную функцию в порядке ревизоров без предупреждения. Времени для отбития актов остается мало – обсуждения заканчиваются 15 декабря, затем Роспотребнадзор вполне резонно будет ссылаться на то, что надо было предоставлять в срок, а сейчас извините – вносим в Аппарат Правительства РФ, не до вас уже.