Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

Федеральная таможенная служба: сокращаем количество документов при таможенном оформлении и повышаем KPI по показателю нормотворчества

Портал regulation.gov.ru не перестает давать пищу для наблюдений и размышлений. В зарубежных странах, что представляет особый интерес для России, более того насущную необходимость, важное место уделяется вопросу кодификации законодательства и его упрощению, имея в виду сокращение количества актов, норм, их написание таким образом, чтобы было понятно регулируемому субъекту. В Европе даже не так давно придумали термин «фитнес-проверки». Если попробовать понять суть этого процесса, то приходишь действительно к аналогии с занятиями спортом, фитнесом, имеющим цель на выходе иметь подтянутую фигуру, ни капли лишнего жира, что называется. Так вот такие проверки проходят в отношении отраслей или блоков европейского законодательства с прицелом его «усушить» что ли, сделать мускулистым, убрать лишний жирок. Нам понятно еще далеко что-то подкачивать, жир бы структурировать. Хотя были небезуспешные попытки кодификации. В 2000-х был принят с десяток, наверное, кодексов. Политика разработки и принятия административных регламентов тоже, по сути, кодификация в том смысле, что в единый акт сводятся все процедурные нормы по государственной услуге и приводятся исчерпывающие ссылки на регламентирующие документы. Адмрегламенты еще и цели упрощения предусматривали, только скорее получения самой услуги или реализации государственной функции, а не столько записанных норм регулирования. Наконец технический регламент, название которого и пришло из Европы, – самый наглядный пример кодификации. Помнится, в Законе о техническом регулировании даже Своды правил прописывались, а что это как не кодексы. Неплохо бы вспомнить и заново начать подкачивать законодательство, активизировать такую деятельность и как-то четко политически ее поставить. Хотя, ну что такое 8 тысяч проектов актов, размещенных на портале, подготовленных федеральными органами исполнительной власти за последние 2 года, – всего лишь 333 акта в месяц, или 83 в неделю, или 17 за рабочий день. Всего лишь 0,27 проектов актов в день в расчете на 1 ФОИВ. Мало как-то, нужно больше поручений, хороших и разных, больше работы, больше отчетности. Поди плохо в конце года написать в дронд или просто в докладной: наш департамент разработал 100 проектов актов в таком-то году. Департаменту хорошо, министерству хорошо, гражданину или предпринимателю не совсем. Поди разберись с этим валом. Крупным компаниям лучше других – помимо штата бухгалтеров, есть еще специалисты по GR. Вроде как одна из их функций получается отслеживать новации в законодательстве, готовящиеся инициативы (вот бы, кстати, кто мог оттестировать и оценить возможности для этого портала regulation.gov.ru!). А что компаниям по меньше делать?

Ну так вот. В отсутствие намеренной политики и кусочного характера ограничителей разрастания числа действующих актов можем встречать вот такие ситуации, как на рисунке ниже:


Увеличить

Как видим на портале для публичного обсуждения таможенная служба вывесила 4 почти одинаковых по названию акта, три из которых вообще с идентичным названием. Сперва я подумал: ну что ж наверное опять ошибка или разработчика, или движка портала, и ФТС разместило одинаковые тексты, просто ошибочка вышла и паспорт проекта продублировался, тем более все почти в один день размещено для публичных консультаций. Однако, заглянув в тексты актов, пришел к выводу, что это РАЗНЫЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТЫ, но об одном и том же – не истребовать некоторые документы в той или иной ситуации при перемещении товаров через границу. Не буду здесь приводить эти тексты или выдержки – с ними еще можно ознакомиться на портале, обсуждение по трем актам еще идет. Обращу внимание на суть:
- ФТС накачало таким образом себе KPI по количеству разработанных документов, будет чем отчитаться (никто и не вспомнит, что они по 2/3 страницы всего),
- запутало декларантов в конец – для каждого случая свой отдельный документ.

Что мешало объединить в один? Наверное, ничего. Но и ничего не мешало напродуцировать актов в один абзац. Веду к простому выводу: не ввести ли принципы, ограничения какие-то, правила не только составления документов и их оформления (шапка такая-то, кегль такой-то), а такие, которые позволяли бы, руководствуясь ими, принимать решения, во-первых, объединять ли нормы регулирования в единый акт, а во вторых, нужен ли ведомственный акт, если он дублирует нормы законодательства слово в слово и ничего не привносит. Ну и может быть дальше зайти и утвердить правила формулирования способов регулирования в юридических нормах с позиций понимания регулируемыми субъектами среднестатистического уровня. Что думаете, коллеги? Я вот думаю, что вполне возможно. Удалось же методику разработки административных регламентов и технических регламентов составить и утвердить. И те и другие, конечно, имею свой своеобразный язык, но суть кодифицирующие акты, написанные по своим правилам под свою ситуацию. Разве не так…

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости