Со второй половины октября на едином портале regulation.gov.ru стали появляться заключения об оценке регулирующего воздействия (ЗОРВ), составляемые Минэкономразвития России. В связи с этим, логичным казалось разработать продолжение мониторинга документов, размещаемых на едином портале на этапе «Текст проекта акта», переместив фокус внимания на стадию подготовки ЗОРВ. Первый раунд нового мониторинга опубликован сегодня на сайте НИСИПП.
Казалось бы, самое трудное – создание методики мониторинга, а дальше остается кропотливая работа по сбору и обработке данных, однако обернулось совсем не так, точнее так с точки зрения кропотливости, но усложнилось все проблемами работы с порталом.
Проблемы начались с отбора паспортов проектов актов для просмотра: при выставлении нужных дат (01.07.2013 – 15.11.20131 ) в расширенном поисковике, портал не выдал ни одного проекта, который бы находился на этапах «Процедура ОРВ» или «Принятие акта» (ЗОРВ проекта акта публикуется на стадии «Процедура ОРВ»). Но недавно произошли изменения на едином портале, в том числе расширенный поисковик был дополнен новыми полями (например, появилась сортировка по этапам проекта), тем не менее задача поиска проектов актов, находящихся на этапе «Процедура ОРВ», не стала проще. Согласно выдаваемому порталом результату поиска, в период с 1 июля по 17 декабря оказывается нет ни одного проекта акта на данном этапе. Тем не менее, поскольку уже в конце октября вручную удавалось найти ЗОРВ, сбор данных проходил именно в ручном режиме: просматривались все паспорта проектов актов, попавших в четыре раунда Мониторинге документов, размещаемых разработчиками проектов нормативных правовых актов на портале regulation.gov.ru для публичного обсуждения в рамках проведения оценки регулирующего воздействия .
Следующий момент, с которым пришлось столкнуться – отсутствие названий публикуемых документов. На едином портале публикуется ряд документов, относящихся к проекту акта, и при этом каждому присваивается название, позволяющее понять о чем пойдет речь до того, как он будет скачан. Например, текст акта, сводка предложений (правда не всегда указано к каким ПК относится данная сводка: обсуждению уведомления или текста акта, но во-первых, они как правило публикуются на разных этапах, а во-вторых понятно, что по ссылке откроется сводка, а не текст акта или любой другой документ, хотя время от времени может открываться именно любой другой документ, кроме указанного). Но с заключениями оказалось не все так просто: в ряде случаев уполномоченный орган по каким-то причинам решил не называть размещаемый документ, в результате ссылка, по которой эти ЗОРВ были размещены, носила название «Введите корректное и полное название документа, после чего нажмите кнопку Добавить». Сомнительное название документа. Рядовой пользователь портала вполне может отказаться от затеи его посмотреть, а вдруг на самом деле это вирус?
Еще одна проблема – отсутствие указания характера заключения. На едином портале предусмотрена строка (поле), в которой указано, получил ли проект положительное или отрицательное заключение, заодно и светофорный кружок, соответственно зеленый или красный. Но в ряде случаев эта строка отсутствует, не заполнена при размещении текста ЗОРВ. При этом, исходя из текста ЗОРВ, далеко не всегда можно сделать однозначный вывод о его характере – иногда в уполномоченном органе так в конце выводы заворачивают, что разработчик оказывается и правым, и неправым одновременно. Желтого цвета в гамме заключений не предусмотрено и быть в принципе не должно.
Также следует отметить, что набор документов по разным проектам, находящимся на одном этапе, может быть разным, часть документов отсутствует или закачаны другие документы. Например, разработчики довольно часто не размещают финальную версию сводного отчета, а вместо текста проекта акта, доработанного после публичных консультаций, вывешивают только сопроводительное письмо в Минэкономразвития о направлении на заключение без приложения самого текста проекта акта.
На стадии ОРВ разработчик размещает «протокол проведения публичного обсуждения и экспертной оценки». Это сводный документ, который содержит информацию по двум обсуждениям: ПК уведомления и ПК по тексту проекта акта. Но есть одна проблема: количество участников, указанное в этом документе, может не совпадать с количеством, указанном в сводке, генерируемой автоматически. Теоретически количество может не совпадать, если разработчик включает в протокол информацию об «активных» ПК (собрания, заседания и т.д.) или предложений, полученных по другим каналам, не через портал. В любом случае, почему так происходит, что в резюмирующем документе оказывается 0 участников, в то время как в промежуточных сводках предложений участники были, мы не можем догадаться.
И когда казалось, что трудности, связанные с единым порталом и небрежностью разработчиков и уполномоченного органа, удалось преодолеть, выяснилось, что часть ЗОРВ на нем просто не публикуется. До сих пор Минэкономразвития публикует заключения на своем официальном сайте, при этом большая часть проектов актов дублируется с порталом, но не все! Между тем, ряд таких заключений положительные, уполномоченный орган пишет, что разработчиком все процедуры соблюдены, но размещение проекта на едином портале это одна из обязательных процедур ОРВ.
Несмотря на все вышеуказанные технические трудности, на едином портале удалось найти и проанализировать более 50 ЗОРВ, размещенных к 15 ноября 2013 г. Остается надеяться, что со временем портал станет более удобным в использовании, а «технических» ошибок разработчика и уполномоченного органа станет меньше.
1 Такую дату мы для себя поставили, чтобы развести работу над двумя мониторингами по времени, в дальнейшем будем стараться совмещать даты концом месяца.