Посчитали нужным опубликовать наше письмо, направленное в Роспотребнадзор 19.12.2013 в рамках публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и воспрепятствование проведению проверки». Обращаем внимание, что за обсуждением уведомления, согласно установленной процедуре оценки регулирующего воздействия, должно последовать обсуждение текста проекта акта, в связи с этим у всех заинтересованных лиц будет возможность дать свои предложения, замечания и комментарии разработчику уже по проекту текста данного закона. Учитывая, что у Роспотребнадзора текст уже готов, обсуждение будет инициировано совсем скоро.
Информационно-консультационный центр
«Бизнес-Тезаурус»
Исх. № 1912-1 от 19 декабря 2013 г.
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
(Роспотребнадзор)
г-ну Ходячих С.Е.
На едином портале regulation.gov.ru (далее – единый портал) размещено уведомление о подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и воспрепятствование проведению проверки»1 (далее – проект федерального закона о КоАП) в рамках проведения оценки регулирующего воздействия данного проекта по Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. №1318. Ваши ФИО, электронная почта и телефон указаны в уведомлении как контактные данные ответственного лица. Согласно указанному Постановлению Правительства РФ предложения в рамках публичного обсуждения уведомления могут быть донесены до разработчика в установленные сроки проведения любым доступным способом. Даты проведения обсуждения по уведомлению: 5.12.2013 - 20.12.2013. Учитывая, что наше письмо, которое следует рассматривать как такое предложение, из-за объема не укладывается в он-лайн форму подачи предложений и мнений на едином портале, направляем их по электронной почте.
Рассмотрев уведомление о подготовке проекта федерального закона о КоАП, хотим сообщить следующее.
1. В качестве проблемы, на решение которой направлено предполагаемое регулирование, Роспотребнадзор указывает недостаточный уровень санкций за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения. Вместе с тем ранее на едином портале было размещено два проекта федеральных законов2:
1) Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"»;
2) Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и воспрепятствование проведению проверки».
Мы рассматриваем эти два законопроекта как взаимосвязанные. В связи с этим можно сделать вывод о том, что проблема, указанная в уведомлении о подготовке проекта федерального закона о КоАП, раскрыта не полностью, а именно не указана вторая ее составляющая, заключающаяся в том, что субъекты проверки препятствуют проведению проверки в результате уклонения от получения извещений об их проведении. Принимая во внимание данный факт, логичным представляется, что разработчик планирует решать проблему предложенным ранее способом: отменой заблаговременного извещения (уведомления) и повышением санкций за нарушения в связи с уклонением и за выявленные в ходе проверки нарушения. По нашему мнению, в планируемом к подготовке сводном отчете об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) проекта федерального закона о КоАП при описании способа регулирования и собственно проблемы следует упомянуть о комплексном подходе и группе соответствующих законодательных изменений. Кроме того, рекомендуем воспользоваться формой сводного отчета и методикой ОРВ, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. №290 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия». Последнее заключение Минэкономразвития России об ОРВ проекта акта, подготовленного Роспотребнадзором, было отрицательным именно ввиду несоответствия формы и содержания сводного отчета данному приказу.
2. В совокупности предлагаемый рост штрафов составляет порядка 10 раз. Полагаем, что одновременное сочетание данных мер – отмена предварительного извещения и рост санкций – приводит к неоправданному росту коррупционного риска: субъектам проверки становится значительно выгоднее входить в коррупционные отношения с сотрудниками Роспотребнадзора и получать инсайдерскую информацию о неожиданных проверках. Обращаем внимание, что мы говорим именно о риске, а не его наступлении. Именно потому, что речь в связи с таким увеличением пойдет о значительно более серьезных суммах штрафов, исчисляемых уже сотнями рублей, риск возрастает кратно. В этой связи считаем необходимым рассмотреть вопрос не столь значительного увеличения штрафных санкций, дабы не повышать стимулы непосредственных исполнителей основного регулятора защиты прав потребителей и благополучия человека для неправомерных действий, и, наоборот, стимулов у регулируемых субъектов (в первую очередь предприятий общественного питания, которых по стране сотни тысяч) вводить сотрудников Службы в такие отношения.
3. В пояснительной записке к проекту федерального закона о КоАП говорится о том, что проблема заключается в высоком риске здоровью граждан. Однако далее идет статистика только о повышении количества нарушений и уклонений от проверки, которая не подтверждает существование проблемы в полной мере. Уклонение от проверки не значит прямого нарушения норм, связанных с безопасностью и правами потребителей. Для доказательства существования проблемы необходимо привести статистику несчастных случаев, причиной которых стали нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, при этом проблема будет проблемой только при том, что количество случаев растет со временем или наблюдаются резкие всплески. В обратном случае, по нашему мнению, говорить о растущем риске безопасности граждан и необходимости вводить новое регулирование необоснованно.
4. В уведомлении указано, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований у организации питания населения влечет за собой риск здоровью граждан. Однако на сегодняшний день действует п.17 Статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
17. В случае если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
(http://base.garant.ru/12164247/2/#block_200)
Таким образом, если разработчик считает и доказывает, что на сегодняшний день существует повышение рисков здоровья граждан, связанных с нарушением санитарно-эпидемиологических требований у организации питания, то следует объяснить, почему указанной нормы недостаточно для эффективного контроля. Без этого пока представляется, что необходимость вводить дополнительное регулирование и изменять правила контроля не совсем обоснованно, так как существующее законодательство позволяет проводить проверки без уведомления при наличии опасности здоровья граждан.
5. Также необходимо отметить, что пояснительная записка к проекту федерального закона о КоАП содержит следующее: «В связи с этим, законопроектом предлагается повысить размер санкций, установленных частью 1 и частью 2 статьи 19.4.1 КоАП, а в санкции, установленной частью 3 той же статьи КоАП – повысить только минимальный предел административного штрафа».
Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)
(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(http://www.consultant.ru/popular/koap/13_20.html)
Возникает вопрос, каким образом регулятор предлагает поступать после отмены заблаговременных уведомлений, если в момент проверки организации на месте не окажется лиц, имеющих право на то, чтобы допустить проверяющие органы в здание и поставить подпись на уведомлении на месте? Сразу же считать это уклонением от проверки и выписывать штраф? Таким образом, в результате отмены заблаговременного уведомления возникает вопрос о порядке установления такого состава, как уклонение субъекта проверки от проводимых контрольных мероприятий для предприятий общественного питания. Такой порядок должен быть прописан (уточнен) в регулировании, предлагаемом разработчиком.
Просим учесть наши комментарии и предложения при подготовке (уточнении) текста проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и воспрепятствование проведению проверки», пояснительной записки к нему, а также сводного отчета об оценке его регулирующего воздействия. Обращаем также внимание на то, что Роспотребнадзор, согласно информации в Протоколах проведения публичного обсуждения и экспертной оценки, извещает о проведении публичного обсуждения более узкий круг лиц, чем предусмотрено п.11 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. №1318.
С уважением,
Генеральный директор
АНО «ИКЦ “Бизнес-Тезаурус”» О.М. Шестоперов
1 http://regulation.gov.ru/project/10403.html?point=view_project&stage=1&stage_id=4131
2 Раскрытие информации по первому проходит в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», по второму – в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. №851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения».
Письмо отправлено ответственному лицу по электронной почте, факт см. здесь:
Увеличить