Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

Некоторые итоги проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в России на федеральном уровне во 2-м полугодии 2013 года

Вашему вниманию небольшой доклад и сопровождающая его презентация об основных итогах становления новой модели проведения ОРВ – по Постановлению Правительства РФ №1318. Некоторый независимый взгляд, подтвержденный собранной нами статистикой с использованием новых возможностей единого портала regulation.gov.ru. Доклад может отличаться от мнений официальных органов власти, включая уполномоченный в данной сфере. Можно сколько угодно говорить о новизне такого института (механизма) как ОРВ, но напомним, что еще в прошлом году можно было бы отпраздновать ТРИ года его внедрения на федеральном уровне. Многого, тем не менее, еще не сделано, не завершено, либо вообще не начато.

Определив для себя формат «покороче», мы обошли стороной достижения, сразу перешли к проблемным моментам. Но достижения все же есть, и довольно очевидны и серьезны, и занижать их вряд ли обосновано. За три этих года и количественные, и качественные качки были. Хотя из-за того, что наличие количественной оценки издержек в заключениях об ОРВ это до сих пор скорее исключение, нежели правило, никто и не считал, сколько пользы принес данный механизм, наша, так сказать, калибровка говорит следующее. Сэкономлено либо препятствием принятию ненужного проекта акта или отдельных норм (отменой разработки или переформулированием норм), либо оттяжкой принятия (да, да, именно оттяжку или затяжку принятия можно считать плюсом данного механизма, как бы странно это не звучало – за дополнительный тайм как раз можно успеть общественности и бизнесу отыграть акт или его проектируемые нормы назад) 300 млрд рублей. Притом что на функционирование механизма и его внедрение на федеральном уровне потрачено в тысячу раз меньше. Редкий товар или услуга в мире дает такую вот эффективность, без шуток и преувеличений. Только этот факт дает право тем людям, которые пытаются развивать ОРВ в стране и в регионах, подвергаться критике без последствий. Ибо труд очень тяжелый это и супротивных интересов значительно, на порядки больше. Посудите сами – ну как вот так вот раз и ведомство-разработчик возьмет и раскроет информацию о том, что делает. И не только раскроет, а с лета прошлого года – еще и само посчитает, сколько будет стоить его инициатива или вышестоящее поручение, когда они будут реализованы и акт вступит в силу, а заодно и объяснит, зачем оно вообще надо. Верно было сказано «первым должностным лицом по ОРВ в России», что культура всего этого дела еще очень низка. Более того налицо, так сказать, и конфликт интересов. Особенно он обострился в новой модели проведения ОРВ – когда проведение предварительной ОРВ и публичных обсуждений было передано разработчикам, без каких либо дополнительных ограничений и серьезного контроля. Этот конфликт и сыграл злую шутку. Вопрос вообще встал, а что за профанация идет, а не ОРВ. Выбраться из этого угла, наверное, можно, но не сразу. Предопределить ход событий тоже, наверное, можно было. Но ОРВ проекта постановления 1318 никто не проводил, риски, похоже, только в уме прокручивал и соломой и сторонниками-попутчиками не обложился. В общем, похоже, предстоит уже даже не то, что серьезный труд, а очень серьезный, чтобы нагнать передовые достижения 2011-2012 гг. А эти годы, судя по количественной и качественной динамике, пока – расцвет ОРВ в России, ни больше, ни меньше. Пока же приходится констатировать, что из болота вылезаем с трудом, в том смысле, что трудимся себя сами же и вытащить. И так и хочется тем людям, что двинули в указанные годы ОРВ на серьезный уровень, сказать – не жалко ли завоеванного, не рано ли вожжи отпущены были и не поспешно ли передали так вот ключевые стадии процедуры разработчикам и «умыли руки». Ну да ладно – жизнь покажет, может и выберемся совместными усилиями, а заграница нам поможет, как принято говорить.

Предлагаемые вниманию доклад и презентация являются первыми в серии «Вопросы ОРВ» – материалов набирается какое-то количество, вот и решили как-то объединить тематикой, маркер навесить. Документы эти – аналог английской версии, которая также у нас на сайте размещена. С той лишь разницей, что некоторые данные обновлены по состоянию на 1 января 2014 г.

В следующем выпуске предполагаем дать презентацию под названием «Нормотворчество федеральных органов исполнительной власти: где фильтры и лимиты творчества?», она уже практически готова, просто не все сразу. Некоторым она, может быть, покажется не новой, поскольку поднятый там вопрос о чрезмерном количестве и объеме проектов актов, которые умудряются выпускать органы исполнительной власти, муссировался уже не раз. Некоторые может и отыщут изюминку. Скажем, в предложных там Индексе риска ошибок в производимых НПА, Индексе скорости обновления профильной НПА и производном от них и самом главном – Индексе качества профильной регулятивной базы в перспективе. А может по ознакомлению и последним они покажутся странными или придуманным велосипедом. Кто-то спросит, а причем тут ОРВ. Отвечу сразу: ОРВ многогранное явление, не только «выгоды-издержки» посчитать. Кто-то вопросов не задаст. Но, в любом случае, – рукописи не горят-)

Доклад

Презентация
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости