Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мнения наших экспертов

«Система управления качеством» - как образ мышления (другой взгляд на решение проблем)

«Система управления качеством» - это образ мышления. Отбросьте все предрассудки, что сертификация нужна для кого-то, она в первую очередь  нужно ВАМ. Фундаментальное величие «системы управления качеством» заключено в том, что бы научить человека (работника, трудовой коллектив, компанию) эффективно справляться с проблемами и недостатками.

Любая работа – это достижение результата. Качество результата надо оценить. Проанализировать причины отклонений от намеченного результата, устранить отклонения таким образом, чтобы эти причины, никогда больше не влияли на результат. Называется это - «причинно-следственная связь».

За свою более чем двадцатилетнюю карьеру в промышленности, мне не удалось встретить в России ни одного предприятия имеющего сертификат «системы менеджмента качества», работа которого осознанно основывается на принципах системы. Исключение составляют подразделения иностранных компаний.

Порой встречал мнение, что сертификация предприятия по «системе менеджмента качества» - игра в бизнес по зарабатыванию денег. Причина в том, что организация, которая выиграла конкурс на услугу по сертификации, не уделила должного внимания на обучение ВСЕГО персонала понимать и использовать, даже в обиходе, при решении любой задачи, подход - находите фундаментальную причину проблемы и срочно устраняйте её. Добиться такого можно только многочасовыми деловыми играми на примерах, близких и понятных аудитории.

Следующая причина – организация проводящая подготовку к сертификации не предоставила модель управления и взаимодействий на предприятии, с её точки зрения более эффективной для анализа и сравнения с действующей.

Нужно помнить, что требования, прописанные в методике «стандарта системы управления качеством», в первую очередь, памятка, на что нужно обратить внимание при создании собственной системы. Новые версии ISO дополняются требованиями, подсказками, на что ещё нужно обратить внимание. Правильно построенная система – процесс динамический: найдя причины отклонения от желаемого результата, вы устраняете их, тем самым корректируя свой рабочий процесс.

Разбирать по пунктам требования стандарта мы не будем, это долго и скучно. Давайте разберём пример, на мой взгляд, наиболее распространённый на промышленном предприятии.

Производство выпускает много бракованных изделий, идут рекламации от потребителей. Процент брака подходит к критической отметке. Забракованные изделия приходится ремонтировать бесплатно. Сбыт начинает возмущаться. Руководство завода назначает дополнительные совещания по качеству. Руководство производства начинает оправдываться тем, что не хватает квалифицированного персонала, оборудование непредсказуемо ломается, снабжение плохо работает, в общем, руководство завода мало уделяет внимания первоочередным вопросам. Директор принимает решение: отделу качества усилить контроль; отделу по персоналу обеспечить производство людьми; главному механику усилить бригады по ремонту; снабжению ритмично обеспечивать производство; всем раз в неделю докладывать.

Проходит неделя. Начальник цеха и главный механик работают не по 12, а по 16 часов в сутки. Руководитель снабжения находится в командировке на Урале или за Уралом. Кадровая служба докладывает, что направлены люди на собеседование к начальнику цеха. Начальник цеха докладывает, что ситуация немного улучшилась, но предложенный персонал неквалифицированный, оборудование всё равно ломается.

Прошел месяц. Все подустали. Ситуация немного улучшилась. Совещания отменили. Директор доволен.

Прошло ещё пара месяцев, вопрос по браку снова всплыл.

Знакомо?

Теперь, уважаемые читатели, перед тем как читать дальше, подумайте и предложите ваше решение «выхода из порочного круга», затем сравните с предлагаемым автором статьи вариантом.

Первое. Закройте выход бракованной продукции из производства на склад готовой продукции. Начинайте контролировать 100% продукции на финишной операции. Будут сложности, если изделие – сборочный узел, проводите подетальный контроль и контроль сборки. Если персонал ОТК был оптимизирован и не хватает численности, привлекайте специалистов и срочно заполняйте штат. Оперативно проведите аттестацию всего измерительного инструмента и оснастки. Если есть размеры, которые вы технически не можете контролировать, СРОЧНО закупайте необходимое контрольно-измерительное оборудование, а пока возите к «соседу» на контроль.

Служба качества подчиняется только директору предприятия и не замотивирована на план производства, а наоборот, нашёл брак, получи премию. Отмените все «личные клейма качества». В будущем при сокращении персонала, сокращайте специалистов ОТК либо прямо пропорционально сокращению рабочих мест основного производства, либо на контрольной операции будет установлен контрольно-измерительный автомат. Понятие «качество обеспечивает технология», нужно воспринимать, так, что технология определяет контрольные операции, и чем их больше, тем технология надёжнее обеспечивает качество.

Второе. Технологи действующего производства на всех контрольных точках должны установить тотальный мониторинг за изменением отклонений контролируемых размеров. Ежедневно проводить анализ и давать рекомендации по устранению коренных причин (например: принудительная замена инструмента, люфт шпинделя и т.п.). Рекомендации должны исполняться незамедлительно!

Третье. Ремонтные службы должны строить свою работу с акцентом на надёжность. Культура планово-предупредительных работ должна быть на высочайшем уровне. Если не удаётся правильно прогнозировать капиталовложения в обслуживание оборудования, уходите на аутсорсинг.

Четвёртое. Если не получается чёткое «обеспечение с колёс». Создайте резервные запасы сырья, материалов и комплектующих. Рассчитайте нормативы хранения с учетом: возможных всплесков в объёме производства, времени на исполнения ваших заявок, времени на доставку и прочих логистических задержек. Задача математически не сложная, но очень ёмкая. Не отказывайтесь от входного контроля на качество!

Пятое. Специалистов по персоналу подчините непосредственно руководителям подразделений, работа с кадрами должна вестись под непосредственным руководством начальников цехов, служб, отделов.

Безусловно, при доскональном разборе ситуации, есть ещё очень много вопросов требующих постоянного мониторинга, анализа и корректировки. Важно что бы вы, уважаемые читатели, поняли насколько важно научиться думать по принципам и понятиям «системы менеджмента качества». Постарайтесь глубоко осознать понятия: «причинно-следственная связь» и «корректирующие и управляющие действия».

Пример об организации мех. обрабатывающего производства с учётом все правил «системы управления качеством», смотрите в статье «Роль технолога в эффективности работы предприятия».

Осознав логику подходов «системы менеджмента качества», вы сможете взяться за устранения старых и наболевших проблем. Главное, что это у вас получиться. Не забывайте: болезнь лечится сама, если устранить её причину.

Спасибо за внимание, успешного вам достижения  поставленных целей.

P.S. На мой взгляд, осознанный подход в управлении на производстве по принципам «системы менеджмента качества», сделает Россию мировым лидером в промышленном производстве.

Ваши комментарии Вы можете присылать на адрес электронной почты -l1969ya@yandex.ru
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости