Две основные идеи высказываются сейчас относительно российского малого и среднего бизнеса. Первая из них: государство поддерживает его, как может, тратя на это немалые средства.
Вот еще в конце января директор департамента Минэкономразвития Наталья Ларионова рассказывала корреспонденту «Forbes» о мерах поддержки малого и среднего бизнеса. В трехлетнем бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов предусмотрено внесение в уставный капитал федерального гарантийного фонда в 2014 году 10 млрд рублей и в 2015 — еще 20 млрд рублей. Обсуждается инициатива МЭР о выделении государством 100 млрд рублей на развитие малого бизнеса. Предполагалось, что сумма будет выдана в виде кредитов на срок не менее 7 -10 лет и не более чем под 10% годовых. Есть программа поддержки лизинга. Поставлена задача расширять рынки сбыта малых и средних компаний. С 1 января 2014 года вступил в силу закон о федеральной контрактной системе, согласно которому не менее 15% от всех закупок каждый государственный или муниципальный заказчик должен разместить на специализированных торгах для малого бизнеса. Также новый закон отменяет все ограничения по типу товаров и услуг. В этом году должно быть принято постановление правительства, регулирующее доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний: по обязательной квоте у него должно быть закуплено не менее 10% при закупках государственных компаний и естественных монополий. Всего такие компании ежегодно приобретают товары и услуги на сумму порядка 7-8 трлн. рублей.
Пляши и пой, предприниматель! Но предприниматель не пляшет, а если и поет, то исключительно, как у Некрасова: этот стон у нас песней зовется. Более того, многие представители бизнеса на самых разных собраниях и форумах говорят одно и то же: не надо нам помогать, господа чиновники, отойдите в сторону и не мешайте, а уж без вас мы справимся со всеми своими проблемами.
Но чиновники в сторону отходить не собираются, а потому вторая популярнейшая тема, касающаяся существования отечественного малого бизнеса – его количественное уменьшение и качественные проблемы.
И даже вполне оптимистично настроенные эксперты отмечают серьезные проблемы, с удручающей регулярностью встающие перед МСБ.
Вот специалисты компании «Финотдел» прогнозируют, что по итогам первого полугодия 2014 года оборот малых предприятий продемонстрирует прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года во всех сферах бизнеса, причем самый значительный рост ожидается в сфере услуг. И тут же те же эксперты заявляют, что ситуация с доходностью малого бизнеса вызывает у них тревогу. Единственной сферой бизнеса, где по этому параметру в первом полугодии 2014 года ожидается положительная динамика, является оптовая торговля, а в остальных сегментах доход предприятий продемонстрирует снижение.
А председатель совета директоров ОАО «Финотдел» Евгений Бернштам утверждает: «В российской экономике сейчас наблюдается замедление, усложняющее развитие малого бизнеса. Как демонстрируют результаты проведенного нами исследования, ситуация уже сказалась на финансовых показателях малого и среднего предпринимательства (МСП) – в начале 2014 года в большинстве отраслей отмечено падение доходности».
Такой вот оптимизм.
Впрочем, и сегодня данные, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса в России совсем не радуют. Предпринимателем сегодня является лишь каждый 23-й россиянин, а в других странах БРИКС - это каждый 8-й, в Восточной Европе - каждый 11-й. Причем с 2011 по 2013 годы средняя численность населения, вовлеченного в предпринимательскую деятельность, по данным Росстата, снизилась на 674 410 человек.
Уже на страницах самого официального СМИ – «Российской газеты» нам объясняют, что развитие малого бизнеса, с одной стороны, сдерживают высокие административные барьеры. С другой - огромный объем правил и норм, которые необходимо знать каждому, кто взялся за свое дело, и постоянно меняющееся законодательство. Люди попросту не знают, с каким объемом преград им придется столкнуться и как справляться с ними.
И оттуда же: «Негативное воздействие на малый и средний бизнес в России оказывают три основных фактора: правовой, экономический и моральный. Правовые причины: сложность и объемность законодательства, регулирующего бизнес-отношения, постоянные изменения, за которыми не поспеть. Предприниматели из-за отсутствия полной информированности о своих правах и обязанностях, о поправках в законы, о требованиях законодательства совершают грубейшие ошибки в бизнесе. Порой платой за это становятся большие штрафы и даже закрытие бизнеса».
Однако журналисты официального печатного органа постарались дать и что-то позитивное. Они написали об экономии на налогах, например, если предприниматель использует упрощенку и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Увы, они видимо пропустили последние налоговые новации.
Вот, например, как оценивает одну из них глава Центра экспертизы «Опоры России» Иван Ефременков: «Теперь «упрощенка» остается, но малый и средний бизнес вынужден будет платить еще и налог на имущество. Если распространить новое правило на все юридические лица, то налоговая нагрузка на малые предприятия увеличится более чем в два раза».
И предприниматели в большинстве своем с мнением Ефременкова согласны. По данным опроса аудитории Российского делового портала www.allbusiness.ru, проведенного НИСИППом совместно с Национальным деловым партнерством «Альянс Медиа», 74% отпрошенных считают, что поправки в Налоговый кодекс в части налога на недвижимость, получившую кадастровую оценку, отрицательно или скорее отрицательно повлияют на их деятельность. Только 8% отметили, что никакого влияния не последует, а 18% затруднились с ответом. Положительного влияния не отметил ни один из 1135 респондентов.
А ведь уже идет обсуждение следующих налоговых новшеств. Тут и введение регионального налога с продаж, а в перспективе – увеличение НДС и НДФЛ. Бегство немалой части еще честно работающих предпринимателей в спасительную «тень», судя по всему, последует незамедлительно. Хотя сейчас предприниматели пытаются объяснить власти, что именно она делает.
Они уже обратились с официальными письмами в правительство РФ с просьбой провести детальный анализ последствий, которые могут быть вызваны принятием поправок в НК. Письма были направлены в адрес помощника президента Андрея Белоусова, а также первому зампреду правительства Игорю Шувалову. Против принятия поправок выступил и Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Как вы думаете, уважаемые господа, их услышат, прочтут, поймут?
Сведущие люди уверяют: малый бизнес в развитых странах совсем не мал. В США в нем занято около половины трудоспособного населения. Малый бизнес – это средний класс, оплот стабильности. Венчурный малый бизнес – площадка для конкурентного отбора рискованных инноваций, для выращивания компаний с инновационной продукцией. Малый бизнес вообще – это тот самый институт рыночной конкурентной экономики, который обеспечивает развитие у населения креативности и предприимчивости, осуществляет отбор успешных предпринимателей, конкурентоспособной продукции, менеджеров. И одновременно играет огромную социальную роль, обеспечивая значительную долю занятости населения.
На словах всё это понимают и отечественные представители власти. Они провозглашают борьбу с административными барьерами, необходимость налоговых каникул и многое другое. Составляются «дорожные карты» поддержки МСБ, которые почему-то быстро превращаются в игральные. Выделяются немалые средства, значительная часть которых уходит на поддержку «инфраструктуры». Кроме упомянутых уже налоговых новаций, впереди еще одна: дела по налоговым преступлениям будет возбуждать Следственный комитет (а мы еще помним, как это было раньше).
Делая небольшой шажок навстречу малому бизнесу, власть тут же пятится назад, делая в эту сторону уже два больших шага. Конечно, у государства в лице чиновников самого различного ранга достаточно проблем и без МСБ. Но тогда выполните, наконец, предпринимательскую просьбу: оставьте малый бизнес в покое. Он и сам выживет, и вам еще поможет.