Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
Д. В. Павлов, С.В.Смирнов, Сорокин А.А., О.М. Шестоперов
Июнь 2012
Публикуется для обсуждения заинтересованными сторонами-участниками процесса внедрения оценки регулирующего воздействия в процесс принятия регулирующих решений
(с) 2001-2012 АНО «НИСИПП»
Авторские права на исследование принадлежат коллективу авторов АНО «НИСИПП». Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения исследования или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на АНО «НИСИПП» и с указанием источника публикации.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Методика мониторинга внедрения института ОРВ
Результаты мониторинга
Приложение 1. Перечень проанализированных нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации
Введение
Оценка регулирующего воздействия (далее – ОРВ) представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.
Целью ОРВ является повышение качества регулирования с помощью детального формализованного анализа создаваемых им последствий для субъектов предпринимательской и иной деятельности, потребителей, государства (далее – социальные группы) и общества в целом. Проведенные экспертизы в целом, в том числе с участием общественных организаций, по нашим оценкам, позволили избежать излишних затрат ведения предпринимательской деятельности и сэкономить средства в размере не менее 2 млрд. рублей (только прямые затраты). Данная сумма, как представляется, невелика, но развитию института ОРВ не так много времени и его внедрение усилиями всех сторон приведет к на порядок большим суммам экономии государственных, предпринимательских средств и средств граждан от необдуманных регулятивных решений.
Полнота и объективность оценки обеспечивается путем учета мнений социальных групп и установления баланса интересов на стадиях определения проблем регулирования (составления предварительного плана оценки регулирующего воздействия) и определения наилучшего способа их решения (проведение углубленной оценки регулирующего воздействия).
В России ОРВ на федеральном уровне стала применяться на постоянной основе с 2010 г. и пока проводится профильным департаментом Министерства экономического развития Российской Федерации (Рисунок 1). Вместе с тем в планах внедрения данного института – переход на ОРВ в рамках разработчиков инициатив регулирования.
Рис. 1. Количество подготовленных заключений об ОРВ на федеральном уровне (поквартально)
До этого момента оценка эпизодически проводилась отдельными органами исполнительной власти по отдельным проблемам и проектам нормативных правовых актов. В ближайшей перспективе ОРВ должна перейти на уровень разработчиков инициатив по регулированию, включая отдельные органы исполнительной власти, субъектов законодательной инициативы и других участников нормотворческого процесса.
Применение ОРВ возможно и целесообразно и на уровне субъектов Российской Федерации. Определенный опыт в этой сфере уже есть.
Так, в 2005–2006 гг. проект по применению оценки регулирующего воздействия осуществлялся в Республике Калмыкия при содействии Всемирного банка, однако по окончании внешнего финансирования не имел продолжения. В Республике Татарстан в 2007–2008 гг. работала комиссия при Госсовете Татарстана по исследованию эффективности работы законов республики. Несмотря на то, что этот орган завершил свое официальное существование, аналогичная деятельность сейчас проводится в республиканском Парламенте. В Томской области в Плане проведения административной реформы в 2008 г. было установлено требование принятия законодательного акта области, который регулировал бы оценку эффективности политики. Отдельные инициативы по публичному обсуждению вариантов решения транспортной проблемы были проведены осенью 2010 г. Правительством Москвы. В период в 2008–2010 гг. в Республике Северная Осетия – Алания при поддержке Всемирного банка реализован проект по пилотному внедрению оценки регулирующего воздействия, первый этап которого завершился принятием Постановления Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 22 мая 2009 г. № 159 «О проведении в 2009 году эксперимента по внедрению оценки регулирующего воздействия на базе Комитета Республики Северная Осетия – Алания по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов». |
В рамках реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р, субъекты Российской Федерации начали внедрение института ОРВ в механизм принятия регулирующих решений. Так, в 2011 г. на регулярной основе ОРВ стала проводиться в Ульяновской области, Вологодской области и ряде других регионов.
В 2012 г. и последующих годах внедрение института ОРВ на региональном уровне является одним из приоритетов проводимой в России административной реформы. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено до 1 января 2013 г. обеспечить реализацию мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие института ОРВ проектов нормативных правовых актов, в том числе:
- установить требования к проведению процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов в области таможенного и налогового законодательства;
- установить обязательный для федеральных органов исполнительной власти порядок, предусматривающий проведение ими оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их публичного обсуждения на всех стадиях подготовки указанных проектов;
- установить сроки проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, включая публичные консультации и подготовку заключений, достаточные для обеспечения полноты и объективности такой оценки;
- обеспечить развитие на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, имея в виду законодательное закрепление таких процедур в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации – с 2014 г., органов местного самоуправления – с 2015 г.;
- представить в установленном порядке предложения по проведению оценки регулирующего воздействия подготовленных к рассмотрению Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении законопроектов, регулирующих отношения в области предпринимательской и инвестиционной деятельности, в предусмотренные для проведения такой оценки сроки.
Опираясь на вышесказанное, следует отметить, что уже существует определенный подход к проведению оценки регулирующего воздействия при подготовке нормативных правовых актов в субъектах РФ. Он представлен на Рисунке 2.
Рис. 2. Рекомендуемый подход к проведению ОРВ при подготовке НПА в субъектах РФ (цифрами на стрелках указана последовательность проводимых процедур)
При этом следует выделить несколько общих этапов формирования института ОРВ в субъектах РФ (см. Рисунок 3):
Этап 1. Разработка и утверждение планов по внедрению института ОРВ в субъекте РФ.
Этап 2. Разработка и утверждение нормативно-правовой базы, закрепляющей институт ОРВ в субъекте РФ.
Этап 3. Непосредственное проведение ОРВ в субъектах РФ.
Рис. 3. Этапы внедрения института ОРВ в субъектах РФ