Ф.С. Сайдуллаев, С.В. Архипов, О.М. Шестоперов, А.С. Закускина
Методика мониторинга разработана С.В. Мигиным и Ф.С. Сайдуллаевым
Москва, июнь 2011
(с) 2001-2010 АНО «НИСИПП»
Авторские права на исследование принадлежат коллективу авторов АНО «НИСИПП». Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения исследования или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на АНО «НИСИПП» и с указанием источника публикации.
На современном этапе развития российского общества решающее значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности. Сегодня как никогда нужны новые нестандартные, инновационные решения и действенные механизмы преодоления кризисных явлений в национальной экономике и, что не менее важно, реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Наиболее перспективные направления роста связаны с сокращением государственного регулирования в экономике и использованием потенциала саморегулирования, которое может внести серьезный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач.
Необходимость государственного содействия становлению института саморегулирования нашла отражение в программных документах и выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, полностью поддерживающего «уже достаточно солидную по возрасту идею передачи государственных функций общественным организациям, в том числе саморегулируемым».
Настоящий мониторинг подготовлен в целях оценки результативности усилий региональных властей по созданию условий для развития саморегулирования различных секторов экономики. Публикуется для общественного обсуждения, привлечения внимания к проблемам саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в России и стимулирования появления новых и развития уже существующих саморегулируемых организаций.
Результаты данного мониторинга могут быть использованы для оценки результатов реализации региональных программ развития конкуренции (в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации на 2009–2012 годы») и при подготовке региональных программ улучшения инвестиционного климата, разработка которых осуществляется в соответствии с пунктом 21 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному cобранию (утверждено Президентом Российской Федерации от 06.12.2010 г. № Пр-3534).
ВВЕДЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЧЕТВЕРТОГО РАУНДА
РИСУНОК 1. РАНЖИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ (ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ)
ТАБЛИЦА 1. СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЧИСЛЕННОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЙТИНГИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СПРАВКА О ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности в России имеет более чем десятилетнюю историю. За это время получили развитие как добровольные, так и делегированные формы, предполагающие обязательное членство (саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов) или необязательное членство с эксклюзивными правами (саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний) либо c ослаблением государственного регулирования (саморегулируемые организации, объединяющие негосударственные пенсионные фонды).
Интерес к саморегулированию резко повысился в связи с принятием базового Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
В настоящее время стоит задача организации на регулярной основе оценки степени полноты, последовательности, оперативности и результативности реализации решений по делегированию отдельных полномочий саморегулируемым организациям, а также уровня развития добровольного саморегулирования в регионах России.
Под саморегулированием в целях настоящего мониторинга понимается институт, в рамках которого участниками рынка создаются, адаптируются и изменяются легитимные правила, регулирующие их предпринимательскую и профессиональную деятельность. При этом в России он преимущественным образом реализуется через саморегулируемые организации, поэтому в мониторинге понятия «саморегулирование» и «саморегулируемые организации» (СРО) используются взаимозаменимо.
В основу настоящего мониторинга положен относительно простой, но вместе с тем надежный, объективный и наиболее показательный параметр – количество СРО, осуществляющих свою деятельность на территории региона. При этом в случае наличия соответствующей информации дополнительно учитывается удельная численность членов СРО по регионам, которая корректируется на уровень валового регионального продукта субъекта Российской Федерации либо иной объективный показатель, позволяющий очистить результаты от влияния «размера» региональной экономики. Важно, что эффект «работы на показатель» ожидаемо стимулирует региональные власти содействовать увеличению числа СРО, а это в любом случае желательно, учитывая, что основной риск саморегулирования – ограничение конкуренции.
Рейтинг носит композитный характер и складывается из одиннадцати компонентов оценки уровня развития СРО в различных сферах деятельности. Каждый из компонентов вносит равный вклад в сводный рейтинг.
По отдельным компонентам (например, арбитражное управление) благодаря наличию соответствующей статистики оценивался уровень концентрации СРО, что позволило учесть не только количество представленных СРО в регионе, но и их относительную «величину», а значит, и степень конкурентности среды, в которой они осуществляют свою деятельность. По мере снятия информационных ограничений данный подход будет применяться и на другие компоненты.