Институт демографии, миграции и регионального развития
По заказу Федеральной миграционной службы
Москва, январь 2009
Общая редакция
Директор ФМС России, генерал-полковник милиции К.О.Ромодановский
Первый заместитель директора Федеральной миграционной службы, генерал-лейтенант милиции М.Л.Тюркин
Авторы
Смирнов Н.В., Шестоперов О.М., Литвак А.Г., Крупнов Ю.В., Крупнов Б.В., Вырская М.С., Антропова Н.А., Чистяков П.А., Батыршин И.И., Мелентьев С.Э., Пономарев Н.В., Закускина А.С, Архипов С.В., Сайдуллаев Ф.С.
© Федеральная миграционная служба
© Коллектив авторов
1. Введение
2. Мониторинг интенсивности иммиграции соотечественников в рамках Государственной программы в регионы Российской Федерации в 2008–2009 гг. на основе официальной статистики
2.1. Статистика приезда в Российскую Федерацию участников Госпрограммы и членов их семей, особенности половозрастного состава, жилищного обустройства, получения российского гражданства, структуры выплат предусмотренных Госпрограммой за счет средств федерального бюджета
2.2. Статистика интереса к Госпрограмме соотечественников и членов их семей в странах выезда и работы представительств ФМС за рубежом
Важнейшей задачей государственного управления в области демографической политики является регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации.
Распад единого государства, сложнейшие социально-экономические изменения на территории бывшего Союза в 90-х годах прошлого века породили массовые миграционные потоки в России, которые долгие годы носили стихийный характер. В результате этого обострился целый ряд проблем: не учитывались реальные возможности социальной инфраструктуры территорий, увеличивались диспропорции региональных рынков труда, росла социальная напряженность, создавались условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.
Переход к активной миграционной политике наметился лишь в последние пять лет.
Утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007 года «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» отнесла к числу основных задач регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Одним из пилотных направлений реализации активной миграционной политики и решения демографической проблемы в Российской Федерации является Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (далее также – Государственная программа, Госпрограмма). Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
Впервые в отечественной практике государственного управления создан регулятивный механизм добровольного переселения соотечественников, который служит обоюдным интересам и переселенцев, и самой страны и позволяет стимулировать соотечественников к переезду в Россию в целях обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми и кадровыми ресурсами. Опыт показывает, что Госпрограмма побуждает достаточно большие контингенты людей, наших соотечественников, к возвращению на историческую Родину – в Россию. На сегодняшний день в рамках Госпрограммы переселилось уже более 15 тыс. человек.
Механизмом реализации Госпрограммы является разработка и утверждение региональных программ переселения соотечественников субъектами Российской Федерации (далее также – региональные программы).
На настоящий момент региональные программы переселения приняты в 20 субъектах Российской Федерации:
- ЦФО: Воронежская (21.09.2009 г.1), Курская (15.01.2009 г.), Тверская (07.11.2007 г.), Тамбовская (04.10.2007 г.), Липецкая (19.12.2007 г.) и Калужская (06.11.2007 г.) области;
- СЗФО: Калининградская область (21.05.2007 г.);
- ПФО: Нижегородская (11.09.2009 г.) и Пензенская (08.07.2009 г.) области;
- УФО: Курганская (25.08.2009 г.) и Тюменская (06.08.2007 г.) области;
- СФО: Омская (05.08.2009 г.), Новосибирская (06.07.2007 г.), Иркутская (19.09.2007 г.) и Кемеровская (11.09.2009 г.) области, Красноярский край (23.08.2007 г.);
- ДФО: Хабаровский край (27.06.2007 г.), Приморский край (28.06.2007 г.), Амурская область (05.09.2007 г.), Камчатский край (05.11.2009 г.).
Помимо этого целый ряд регионов планирует в ближайшее время принять региональные программы.
Настоящий документ подготовлен на основе результатов проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства и Институтом демографии, миграции и региональной политики мониторинга реализации Государственной программы на территориях вселения в 13 регионах, начавших реализацию областных программ в 2007 – первой половине 2009 года. Данные результаты легли в основу расширенной брошюры «Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения в 2007-2009 годах». Здесь представлен краткий, резюмирующий вариант.
Основной целью мониторинга в 2008–2009 годах являлся анализ основных достигнутых количественных показателей реализации Госпрограммы в субъектах РФ, а также качественный анализ условий и факторов как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных программой целей и задач.
Мониторинг реализации Госпрограммы исходил из исследования трех блоков вопросов:
- оценка привлекательности территории вселения;
- оценка социальных параметров переселения (жилье, трудоустройство,
- социально-культурная инфраструктура) с позиции ориентации на соотечественников;
- анализ действий органов власти, участвующих в реализации Госпрограммы.
Источниками информации для проведения мониторинга являлись:
1) данные официальной статистики органов Росстата:
- статистические данные о социально-экономическом положении в регионах вселения, обобщаемые и публикуемые Росстатом;
- публикуемые статистические данные, собираемые территориальными органами Росстата в регионах вселения;
2) данные ФМС России и ее территориальных органов;
3) данные уполномоченных органов по реализации Госпрограммы в регионах (службы занятости, администрации районов и др.);
4) данные углубленных и формализованных опросов соотечественников;
5) данные полевых исследований в 13 пилотных регионах.
Помимо этого целый ряд регионов планирует в ближайшее время принять региональные программы.
1 Здесь и далее - дата утверждения региональной программы органами власти субъектов Российской Федерации. Обращаем внимание, что утверждение региональной программы не во всех случаях является датой начала ее реализации.