Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
Соисполнитель работ: Институт демографии, миграции и регионального развития
Руководитель темы Буев В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
МОНИТОРИНГ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, В 2008 ГОДУ
I. ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В 2007 ГОДУ И ЗА I КВАРТАЛ 2008 ГОДА
II. ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗА II КВАРТАЛ 2008 ГОДА
III. ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗА III КВАРТАЛ 2008 ГОДА
IV. ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗА IV КВАРТАЛ 2008 ГОДА
V. ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В 2008 ГОДУ
VI. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В 2007 ГОДУ И ЗА I КВАРТАЛ 2008 ГОДА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗА II КВАРТАЛ 2008 ГОДА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗА III КВАРТАЛ 2008 ГОДА
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОТЧЕТ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗА IV КВАРТАЛ 2008 ГОДА
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В 2008 ГОДУ
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Введение
Настоящий аналитический отчет подготовлен на основе ежеквартального мониторинга Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (далее – Госпрограмма).
Основной целью мониторинга в 2008 году является анализ основных достигнутых количественных показателей реализации Госпрограммы в субъектах Российской Федерации, а также качественный анализ условий и факторов как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей.
В основу мониторинга в 2008 г. были положены следующие направления исследования:
- Общее число и размещение переехавших соотечественников на территории Российской Федерации.
- Социально-экономическая диагностика пилотных регионов, анализ рынка труда и перспективных мест приложения труда.
- Механизмы трудоустройства соотечественников.
- Механизмы получения соотечественниками жилья.
- Формы координации исполнителей Госпрограммы.
- Вопросы статуса участников Госпрограммы.
- Информационная политика в отношении Госпрограммы
- Натурализация соотечественников на территории вселения
- Факторы и потенциал закрепления участников Госпрограммы на территории вселения
- Механизмы смягчения последствий финансового кризиса в рамках реализации Госпрограммы.
- Факторы, препятствующие успешной реализации Госпрограммы на Дальнем Востоке
- Мнения соотечественников, переехавших в Россию в 2007-2008 гг., о функционировании Госпрограммы.
Углубленные исследования проводились в 6 из 12 пилотных регионов: Калининградская область (I квартал), Приморский и Хабаровский края (II квартал), Калужская и Липецкая области (III квартал), Иркутская область (IV квартал). В ходе полевых работ была собрана статистическая информация, аналитический материал, подготовленный совместно с исполнителями Госпрограммы, проведены экспертные интервью с сотрудниками УФМС России, уполномоченных органов, других региональных органов исполнительной власти. Были проведены встречи с представителями бизнеса: как с работодателями, трудоустраивающими соотечественников, так и с бизнесменами, не заинтересованными в участии в реализации Госпрограммы. В каждом из посещенных регионов были организованы поездки на территории вселения. На территориях вселения проводились глубинные интервью с соотечественниками, которых в общей сложности было проведено порядка 50; изучались условия жизни и труда участников Госпрограммы, проводились экспертные интервью. В отдельных регионах (Калининградская и Липецкая области, Хабаровский край) были посещены также муниципальные образования, в которые на момент проведения мониторинга не переехало ни одного соотечественника. В городе Обнинск Калужской области проведение бесед с участниками Госпрограммы носило не только характер интервью, но авторами была сделана попытка также ответить на интересующие соотечественников вопросы. В Калининградской области в центре временного размещения (далее – ЦВР) была проведена совместная встреча с участниками Госпрограммы, представителями уполномоченного органа, службы занятости, УФМС по Калининградской области, руководством ЦВР.
На основе анализа полученной информации были разработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования Госпрограммы, а также составлена новая памятка соотечественникам, проживающим за рубежом и желающим переселиться в Россию.