Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
Институт демографии, миграции и регионального развития
Оглавление
- КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ
- СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОГО ПОТОКА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНОЙ ТЕРРИТОРИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА
2.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТОВ ВСЕЛЕНИЯ - МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ПРИМОРСКОМ И ХАБАРОВСКОМ КРАЯХ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
3.1. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ И УЧАСТИЕМ В ГОСПРОГРАММЕ
3.2. ТРУДОУСТРОЙСТВО УЧАСТНИКОВ ГОСПРОГРАММЫ
3.3. ЖИЛИЩНОЕ ОБУСТРОЙСТВО УЧАСТНИКОВ ГОСПРОГРАММЫ
3.4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
3.5. УСЛОВИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ - ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью мониторинга Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, (далее также – Госпрограмма) во II квартале 2008 года является анализ основных достигнутых количественных показателей реализации Госпрограммы в субъектах Российской Федерации, а также качественный анализ условий и факторов как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей1. Основной целью Госпрограммы является стимулирование и организация добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности её субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
В основу мониторинга во II квартале были положены следующие параметры:
- Общее число и размещение переехавших соотечественников на территории Российской Федерации.
- Административные механизмы и процедуры, обеспечивающие процесс переселения соотечественников и их адаптацию на территориях вселения.
- Деятельность различных субъектов Госпрограммы (органов власти и работодателей) по повышению возможностей и перспектив занятости и жилищного обустройства соотечественников;
- Факторы, препятствующие успешной реализации Госпрограммы на Дальнем Востоке.
На основе анализа данных факторов были разработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования Госпрограммы. Второй квартальный мониторинг осуществлялся на основе статистической информации, предоставленной Федеральной миграционной службой (далее также – ФМС России), о переселении соотечественников в рамках Госпрограммы, а также по результатам углубленного исследования, проведенного во второй декаде мая 2008 года в двух дальневосточных регионах, близких по географическому положению и промежуточным результатам реализации Госпрограммы, но заметно различающихся по ряду параметров, описанных в разделах данного отчета.
В качестве пилотных регионов были выбраны Приморский край и Хабаровский край. Если Калининградская область, изученная в рамках первого квартального мониторинга, характеризуется достижением наибольших успехов в реализации Госпрограммы, то регионам Дальнего Востока удалось привлечь наименьшее количество соотечественников. Все территории Хабаровского края относятся к категории «А». В Приморском крае только одна из функционирующих на момент исследования территорий вселения относилась к категории «А»2, в то время как две территории относились к категории «Б».
В рамках работы в Приморском крае и Хабаровском крае была собрана статистическая информация, проведены экспертные интервью с сотрудниками соответствующих территориальных органов ФМС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на реализацию Госпрограммы, других органов исполнительной власти (в экономической, социальной, трудовой сферах), а также с представителями бизнеса и академического сообщества.
На основе анализа полученной информации были разработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования Госпрограммы в Приморском крае, Хабаровском крае и других субъектах Российской Федерации.
1 В рамках квартального отчета о мониторинге реализации Госпрограммы авторами не ставилась задача оценки достижения целевых показателей количества участников Госпрограммы, так как подобные оценки целесообразно проводить по окончании соответствующего периода планирования, то есть в рамках годового отчета.
2 В перспективе запланировано введение еще 3-х территорий вселения категории «А», указанных в краевой программе.