Защита прав субъектов предпринимательской деятельности является одним из системообразующих институтов правового государства и рыночной экономике, нацеленных на обеспечение их нормального функционирования и развития. Устойчивое производство и инвестиции возможны только при наличии надежных гарантий защиты от неправомерного вмешательства и связанного с этим ущерба.
Введенный Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 879, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей (далее также – бизнес-омбудсмен, уполномоченный), правовое положение которого определено Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»[1], представляет собой правовой механизм надзора[2] за соблюдением государственными и муниципальными органами и должностными лицами прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Детальный экономико-правовой анализ функционирования федерального бизнес-омбудсмена представлен авторами в отдельной научной статье[3], в которой изложен основной подход и результаты исследования, а также намечен ряд перспективных направлений развития института бизнес-омбудсмена, в том числе в субъектах Российской Федерации.
Доклад подготовлен с целью публичного обсуждения правовых аспектов формирующегося в регионах института бизнес-омбудсменов с точки зрения его правовых возможностей, ограничений и рисков, а также независимости и подотчетности.
Также по результатам исследования подготовлены предложения по совершенствованию института бизнес-омбудсменов, предназначенные для открытого обсуждения, в том числе с непосредственным участием предпринимателей и бизнес-омбудсменов.
Об авторах:
Смирнов Николай Валериевич – к.э.н., заместитель генерального директора АНО «НИСИПП» (e-mail: Smirnoff@nisse.ru)
Ализада Яхья Видади оглы – эксперт АНО «НИСИПП» (e-mail: Аli-zada@yandex.ru)
***
Авторы выражают благодарность коллегам из Национального института системных исследований проблем предпринимательства (АНО «НИСИПП») Владимиру Буеву, Владимиру Володину, Фазлиддину Джаитову, Виктору Харченко, Олегу Шестоперову и Алексею Шеховцову за ценные предложения по совершенствованию и опубликованию настоящего доклада, высказанные в ходе его предварительного обсуждения.
Развитию положений настоящего доклада и проведению оценки деятельности бизнес-омбудсменов предполагается посвятить следующий информационно-аналитический доклад № 2.[1] Далее в тексте также – Закон № 78-ФЗ, Закон о бизнес-омбудсмене.
[2] Авторы проводят различие между понятиями контроля и надзора. Под надзором нами понимается деятельность по выявлению, рассмотрению и представлению результатов рассмотрения информации о нарушениях в объекте надзора субъекту контроля или в суд.
[3] Смирнов Н.В., Ализада Я.В. Институт бизнес-омбудсмена в России: правовое положение, экономические эффекты, антикоррупционный потенциал // Общество и экономика. – 2014, № 2-3