Что такое методология и зачем она нужна в бизнесе, инженерии и менеджменте?
Обычный человек редко задумывается о такой абстрактной области знания, как «методология», наука о методах. Однако именно методология учит нас тому, как осмысливать человеческую деятельность вообще, и повседневную работу, в частности. Ведь любая работа выполняется каким-то методом, даже если работники этого не осознают или даже если способ выполнения работы выдумывается по ходу дела.
Мы будем называть «методом работы» набор всех необходимых знаний и теорий, которые нужны для успешного выполнения работы, и еще набор всех необходимых для её проведения инструментов — от станков и механизмов до компьютерных программ. Метод работы есть всегда, правда не всегда можно найти «методичку» — описание метода. Очень часто это описание «размазано» — от институтских учебников до опыта и ноу-хау старших коллег.
Для чего нужно знать о методологии и о существовании методов? В научных и экспертных кругах это знание является правилом хорошего тона, признаком дисциплины мышления. Нам же важен один прагматичный аргумент — то, что не осознаётся, нельзя и изменить. Нельзя улучшить результаты работы, если ты не знаешь о существовании метода, которым она делается.
Как подойти к улучшению работы предприятия? Нужно улучшить методы, по которым там работают люди.
Относительно легко понять, какие методы работы применяют специалисты технических профессий – токари, слесари, бетонщики. Гораздо труднее «увидеть» методы в «нематериальных» сферах деятельности предприятия — в маркетинге, в логистике, в работе с кадрами, в финансах. Далеко не всегда маркетологи, финансисты, проектные менеджеры или экономисты могут явно «предъявить» свой метод работы. Зачастую они либо ссылаются на большой личный опыт, либо предъявляют тома законов и ворох инструкций, которые якобы исполняются, но на самом деле работа идёт отнюдь не по этим документам.
Мы утверждаем, что развитие предприятия – это как раз и есть изменение тех методов работы, которые практикует междисциплинарная команда его руководителей и сотрудников.
Чтобы научиться улучшать методы работы самых разных специалистов, нужно научиться единообразно о них думать, обращать внимание на важное и не обращать внимания на неважное. Очень важно понимать, что любой метод состоит из практик. Каждая практика – это кусочек теории и поддерживающих эту теорию инструментов и материалов (технологий). Вот есть такие практики как Lean 2.0, agile, теория ограничений Голдратта или общеизвестный «мозговой штурм».
Почему мы говорим о практиках? Для того, чтобы системно заниматься развитием предприятия, очень важно тренировать умение видеть каждое предприятие как сочетание различных практик. Например, на одном предприятии могут вполне одновременно работать BIM с 3D проектированием, бенчмаркинг, agile и теория ограничений Голдратта. Подобное сочетание практик – это уникальный геном предприятия, состоящий из отдельных практик-генов. Или мы еще говорим: принципиальная схема работы предприятия. Поэтому глубоко заблуждаются некоторые менеджеры, когда думают, что принципиальная схема работы предприятия, по которой можно понять его работу и заниматься его развитием, – это оргструктура, диаграммы бизнес-процессов, планы-графики проектов или система утверждённых KPI. Еще раз, принципиальная схема работы предприятия – это схема его практик и эта схема связана с видом жизненного цикла продуктов и услуг предприятия. Именно эта принципиальная схема определяет успех всего дела, успех этих продуктов и услуг на рынке.
Системное мышление помогает улучшать геном или приниципиальную схему предприятия: понимать, каким образом сочетаются практики между собой, какие новые практики нужно в первую очередь встроить в деятельность предприятия, а какие немедленно прекратить выполнять. Рискованно брать на вооружение новую практику и технологию, не поняв заранее, как она будет сочетаться с уже существующими практиками, с текущим геном вашего предприятия. Такой навык системного мышления позволяет «строить» предприятие осознанно, а не по наитию, из опыта.
Таким образом, если нам нужно научить людей работать по-новому, работать лучше, мы должны начать с обсуждения методов работы и составляющих эти методы практик. К сожалению, такой системный взгляд на предприятие мало популярен в корпоративной культуре даже тех предприятий, которые освоили самые современные теории менеджмента. Руководители редко умеют правильно работать с методологией, их и раньше учили по-другому, и сейчас нередко на предприятиях систематизацией, сменой и совершенствованием практик занимаются кустарно, несистемно.
Сейчас даже если спросить конструктора, как или каким методом он конструирует, крайне редко он сможет назвать свои методы, проанализировать, чему его учили в институте, что он освоил с тех пор, что сегодня находится в его профессиональной области на переднем крае научных исследований, какова теория в его методе работы. Что уж говорить о руководителях этого конструктора, озабоченных скоростью и качеством его работы, но заканчивавших совершенно другие ВУЗы. А ведь эти руководители, а также те, кто ответственен за развитие предприятия, должны хотя бы понимать, что существуют разные практики конструирования: основанные на двумерных чертежах, работающие с 3D моделями (параметризованными или непараметризованными), использующие компьютерную симуляцию или генеративное конструирование на основе формальных моделей.
Такие вопросы можно обсуждать устно, но устное обсуждение не будет качественным, всё равно как обсуждение игры в шахматы без доски, в котором участвуют непрофессионалы, не знающие даже названия разных дебютов. Правильное обсуждение в междисциплинарной команде, каждый член которой является профессионалом в своей предметной области, должно следовать определённой методологии – методологии работы с методами и практиками. А еще желательно с использованием специального архитектурного языка. Только тогда оно будет успешным.
Ещё очень важно понимать, что практики работы предприятия не существуют сами по себе, работа разных специалистов всегда осуществляется в тесной взаимосвязи. Практики конструирования, проектного управления, процессного управления, ведения дел (case management), финансового планирования и бухгалтерского учёта – как они будут связаны между собой на конкретном предприятии? Каким софтом будет поддерживаться каждая практика, как эти корпоративные приложения будут обмениваться информацией? Ответы на эти вопросы трудно найти, но без этих ответов нельзя считать, что «новая» организация работ на предприятии достаточно обсуждена, что предприятие готово к изменениям, что работа по-новому приведёт к лучшим результатам. Конечно, неожиданности в работе будут всегда, но явное обсуждение методов позволяет резко снизить число глупых ошибок и нестыковок, появляющихся из-за несистемного обсуждения, не опирающегося на «методы работы с методами» — методологию.
Итак, мы уверены, что без методологии невозможно надежно и управляемо проводить изменения в деятельности предприятия, готовить и включать в производство хороших специалистов. Один из недостатков советской инженерной школы состоит именно в том, что методологии не уделялось должного внимания: опора была не на «метод», а преимущественно на «таланты» и «смекалку». Именно поэтому в Школе системного менеджмента мы делаем ставку на методологию, руководствуясь принципом: «Метод бьет класс, а классный метод – всё остальное».