Бизнес, менеджмент, инженерия — это вовсе не простые сферы деятельности.
Нам часто приходится слышать, что в курсах Школы системного менеджмента все сложно и непонятно: что у нас постоянно используются непонятные слова, строятся сложные для понимания логические конструкции. Мы даже не будем возражать, для привычного к упрощениям слушателя у нас все действительно выглядит не очень привлекательно, даже из вводных материалов или из тезауруса видно, что на курсах придётся много думать и напряжённо работать. Однако бизнес, менеджмент, инженерия — это вовсе не простые сферы деятельности, а рассмотрение их во взаимосвязи ещё и увеличивает эту сложность.
Однако, если вы хотите выжить и обогнать конкурентов в нашем быстроменяющемся мире, или если уж вы тем более производите технологически сложный инженерный продукт, вам придётся использовать для этого сложные инструменты. Чем сложнее выпускаемый продукт, тем сложнее методы и инструменты, используемые при его создании и производстве. Вряд ли можно рассчитывать сделать iPhone только молотком и зубилом.
Не меньшие сложности надо преодолеть, чтобы разобраться в системе функционирования предприятия, особенно производящего сложный технологический продукт. В работе современного предприятия вопросы бизнеса, инженерии и менеджмента оказываются переплетены, их границы размыты. Уже для того, чтобы увидеть предприятие во всех его аспектах, требуется сложная методология. Даже если ваш продукт лучший на рынке, но конкурент «поставил на вооружение» более передовую систему управления, то вы на 100% проиграете в конкурентной борьбе. Это лишь дело времени.
Разобраться в этом переплетении современного менеджмента и инженерии не удастся с помощью обычных “курсов повышения квалификации” или МВА. Проблема даже не в том, что на таких курсах редко дают такие системные и междисциплинарные знания. Увы, люди без специальных усилий со стороны преподавателей вообще не задумываются о том, что сейчас нужно в корне поменять сам взгляд на управление. Современный мир настолько быстро меняется, что очень сложно угнаться за «растущими как грибы» новыми методами управления или технологиями. Для того, чтобы быть всегда в тренде различных новинок и быстро в них разбираться придётся изменить само мышление. Именно поэтому мы сначала преподаём системное мышление, а уже потом на его основе учим системно подходить к выбору новых лучших практикам или к решению самых сложных проблем менеджмента и инженерии. Да, этот подход достаточно сложен, и требует значительных усилия для освоения.
Давайте вспомним, когда мы осваивали что-то реально сложное, когда у нас действительно менялось мышление? Наверное, многие вспомнят время учебы в ВУЗе, время освоения сложных наук. И мы действительно считаем, что овладеть системным подходом — это такое же непростое занятие как изучить, например, математический анализ или теоретическую физику. Изучение этих наук требовало немалого времени и упорного труда. На лекциях давалась теория, но ни у кого не было уверенности, что после лекции можно полностью понять соответствующую тему. После лекций были семинары, на которых решались и разбирались задачи по данной теме. Были домашние задания, проверочные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа в читальном зале, обсуждения с однокурсниками и, наконец, экзамены.
Чтобы качественно овладеть предметом, приходится поработать самому, и совершить немалое число ошибок. Велика при этом роль и преподавателя, ментора, тренера. Ведь очень важно вовремя узнавать о наличии ошибок и понимать, как их исправлять. Работа над ошибками вдвойне важна, если предмет достаточно сложный.
Увы, мышление не меняется после двух-трёх дней лекций даже самого лучшего учителя, и к системному мышлению нужно на самом деле прорываться. Вот одна история, описанного Питером Сенджем в его книге «Пятая Дисциплина»:
«… в ходе пятидневного вводного курса, проводимого обучающим центром Массачу́сетского технологи́ческого институ́та (англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT), одна женщина, руководитель из конструкторского отдела компании Ford, написала: «Теперь, спустя пару дней, я начинаю понимать, о чем вся эта история с системным мышлением и интеллектуальными моделями. Мне это напоминает время, когда я только начала знакомиться с высшей математикой:
- Сначала я чувствовала себя совершенно потерянной. Все это было мне совершенно чуждо;
- Но потом я постепенно начала «схватывать» суть;
- Затем я уже начала овладевать основами этого дела;
- А через некоторое время это стало основой моей профессии.
Если бы высшую математику изобрели сегодня, ни одна из наших корпораций не смогла бы ею овладеть. Мы бы посылали сотрудников на трехдневные курсы. Затем каждый получал бы три месяца на то, чтобы посмотреть, работают ли «все эти штуки». А когда выяснялось бы, что они не работают, мы бы начинали пробовать что-нибудь другое».
Поэтому и мы не питаем иллюзий, что каждый сможет овладеть современным системным подходом и освоить, соответственно, системный менеджмент или системную инженерию. Да, это невозможно сделать за несколько дней, для этого потребуются немалые усилия. Придётся сначала овладеть терминологией системного подхода (в математике ведь тоже есть свой собственный язык), прослушать лекции и порешать специальные учебные задачи. Только после этого вы сможете попробовать системно разобраться со своей собственной проблемой, той, что стоит перед вами на рабочем месте.
Но мы уверены, что именно системное мышление в конечном итоге значительно повысит скорость подготовки и принятия решения, и позволит решать более сложные проблемы. Системное мышление станет для вас главным инструментом в работе, и этот сложный инструмент станет преимуществом в конкуренции за создание и управление сложными системами.
P.S. Наша методология – это современный системный подход, или системный подход 2.0 (более подробно об этом можно прочитать в книге А.Левенчука «Системноинжнерное мышление»). В основе нашей методологии лежат практики системной инженерии, международные стандарты и практики инновационного проектирования, а также многие другие лучшие практики, объединенные нашими сотрудниками в авторский каталог лучших организационных практик (мы его называем Praxos)