Министр экономического развития и торговли Герман Греф и советник Президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов выступили в последние декабрьские дни с оценками итогов 2002-го года.
Герман Греф на своей пресс-конференции выразил надежду, что страна в ближайшие годы доживет до того дня, когда «все будет не так плохо, как о том пишут газеты». Да и завершающийся год он назвал успешным для экономики страны: объем промышленного производства вырос на 4% по сравнению с 2001 годом, ВВП увеличился на 4,1%. Более быстрыми темпами росли цветная металлургия, пищевая и топливная промышленность - именно эти три отрасли на 70% обеспечили рост ВВП. Основным стимулирующим фактором роста Греф назвал благоприятную для России внешнеэкономическую конъюнктуру, обеспечившую половину прироста ВВП.
К хорошим признакам министр экономического развития отнес и тот факт, что предсказуемый спад производства, который, по его мнению, по законам экономики рыночной в конце года дают наиболее быстро растущие отрасли, начался в ноябре, а не в сентябре, как в 2001 году. Но все же экономика России, по словам Германа Грефа, до сих пор не до конца открыта: «Экономика - она как парашют, работает только тогда, когда она открыта. И темпы открывания экономики должны перекрывать темпы падения парашюта». Однако, как иронизирует «Независимая газета», «министр не смог в цифрах оценить, с какой скоростью мы падаем и далеко ли до земли, потому что в экономике ничто не происходит быстро».
«В экономике на принятые 10 законопроектов приходится 100 подзаконных актов, разработкой и реализацией которых будут заняты тысячи людей. И результаты принятия этих законов будут ясны только через 10 лет», - заявил Греф и выразил уверенность, что через 10 лет условия для бизнеса в России будут сопоставимы с аналогичными условиями в странах Евросоюза, хотя уровень жизни нашего народа через 10 лет вряд ли станет таким комфортным, как в Европе.
Министр критиковал темпы реализации структурных реформ в экономике. Он вновь призвал правительство серьезно задуматься о снижении налогового бремени. Годовой темп снижения всех видов налоговой нагрузки, который может позволить себе государство, - 1% ВВП. При этом, по его словам, решение правительства о перечислении дополнительных доходов бюджета в стабилизационный фонд, о создании которого на днях объявил министр финансов Алексей Кудрин, не противоречит снижению налогов.
«Коммерсантъ» в свою очередь отмечает фразу Грефа о том, что темпы экономического роста хороши, но недостаточно оптимальны. Как тут же съязвил корреспондент газеты: министр поставил себе за 2002 год «тройку» с двумя минусами». Вслед за этим газета обратила внимание своих читателей на то, что «советник президента Андрей Илларионов оценивает экономическую политику правительства жестче». Но, как утверждает автор статьи, большинство законов и программ разработано в министерстве Грефа, потому в его более оптимистичной оценке итогов года нет ничего необычного.
Самое интересное в данном случае, что Андрей Илларионов выступил со своим докладом через сутки после выхода этого номера «Коммерсанта» в свет. Однако, учитывая, что уже через несколько часов после выступления советника Президента в Александр-Хаусе полный текст его доклада был опубликован на сайте «creml. оrg», можно понять, что данная акция готовилась тщательно.
В свое время один из известных политиков назвал Илларионова, только что назначенного на свою нынешнюю должность, «зам. царя по революции». Надо сказать, что последним докладом советник Президента в очередной раз подтвердил правоту этого определения.
Самым главным неэкономическим итогом года, с его точки зрения, стало то, что летом 2002 года на саммите «восьмерки» Россия получила приглашение стать полноправным членом группы «восьми». «Сам факт нахождения России в «восьмерке», - сказал Илларионов,- радикальным образом меняет наше положение в мире - положение, в котором мы находились в течение большей части ХХ столетия, положение изолированной страны, положение страны, которая находилась в состоянии холодной, иногда не холодной войны с остальным миром. Сейчас мы являемся членом международного сообщества, признанным членом, более того, желанным членом мирового сообщества. Такого у нас не было давно».
Увы, этот факт оказался единственным крупным положительным моментом, отмеченным в докладе. Высокие темпы роста в нефтяной промышленности Андрей Илларионов назвал «частным результатом», хотя и отметил, что «четвертый год подряд рост объемов производства нефти и нефтепродуктов у нас составляет величины, близкие к 8-9 %». «В этом году, - продолжал он, - по итогам 11-ти месяцев производство нефти выросло на 8,6%. Скорее всего, на уровне, близком к этому, может быть, чуть меньше, 8,5%, оно окажется и по результатам 12-ти месяцев. Экспорт нефти увеличился более чем на 13%, экспорт нефтепродуктов - более чем на 16%, почти 17%. В ноябре этого года мы стали добывать 8 млн. баррелей в сутки, а экспортировать стали более 4 млн. баррелей в сутки. По этим показателям мы устойчиво занимаем сейчас 2-3 место в мире. По объемам производства мы занимаем 2-3 место после Соединенных Штатов и Саудовской Аравии, по экспорту мы занимаем 2 место после Саудовской Аравии».
Успехи отрасли Андрей Илларионов объясняет в частности тем, что «в нефтяной промышленности еще в самом начале переходного процесса в 1992 году были созданы вертикально интегрированные компании. Было продемонстрировано, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе именно они являются наиболее эффективной организационной формой, которая способна заниматься производством, добычей, экспортом не только на внутреннем рынке, но и эффективно конкурировать с подобными же компаниями на внешнем рынке. Не вертикально интегрированные компании, как показывал и показывает мировой опыт и как показывает наш опыт, конкурировать на мировом рынке не могут».
Бросив этот последний камень в огород своего давнего оппонента Анатолия Чубайса, Илларионов перешел к главной теме итогов года -экономическому росту, составившему около 4 %. «Встает естественный вопрос: эти результаты - это много или мало? Это удачные результаты или неудачные результаты?», - задал риторические вопросы докладчик.
Ответ оказался ошеломляющим: по сравнению с экономическим кризисом, в котором находилась страна, это неплохие результаты. На фоне стагнации в Японии и полупроцентного экономического роста в большинстве европейских стран, это впечатляющие результаты. Но среди стран СНГ мы заняли предпоследнее 11-е место, оставив позади лишь охваченный кризисом Кыргызстан. А от Китая сейчас мы отстаем по абсолютным размерам ВВП примерно в 6 раз. Более того, темпы прироста ВВП в 2002 году были ниже, чем в предыдущие три года.
Главная причина, по мнению Илларионова, в том, что, «несмотря на провозглашение очень многих правильных, разумных и необходимых вещей в экономической политике, на практике происходило увеличение размеров государства, увеличение реального объема налогового бремени, увеличение государственных расходов, увеличение государственного регулирования». Также, отметил советник Президента, не удалось решить средствами и инструментами экономической политики главную среднесрочную экономическую проблему в России - проблему «голландской болезни»: реально эффективный курс рубля как повышался, так и продолжает повышаться. В этом году он в очередной раз повысился, в результате чего помесячная динамика экономического роста изменилась уже с положительной на отрицательную.
В конце доклада советник Президента развенчал несколько «мифов», бытующих «в сознании аналитиков, в сознании отдельных представителей властей, в сознании тех людей, кто ведет экономическую дискуссию в стране». Среди них «мифы о полезности высоких нефтяных цен для экономического роста в России», о «ненужности формирования стабилизационного фонда», о «вреде валютной либерализации», о «недостатке инвестиций, необходимости заставить инвесторов вкладывать максимально возможные инвестиции в российскую экономику». «Еще один миф, - отмечает особо Андрей Илларионов, - это миф о невозможности амбициозных темпов экономического роста». Кроме того, в качестве мифа он называет мнение о заниженности тарифов естественных монополий.
Надо сказать, что весь доклад выстроен как скрытая полемика с неназванными оппонентами, среди которых без труда можно определить, например, Анатолия Чубайса, Михаила Касьянова и того же Германа Грефа. Стремительность, с которой доклад был опубликован на уже указанном сайте, говорит о том, что оценка экономических итогов ушедшего года - вещь сугубо политическая.