14 марта тему налоговой реформы не отыграли на страницах своих изданий только самые ленивые: накануне состоялось заседание правительства, в который раз обсуждавшего все тот же больной вопрос.
«Кудрин снова не представил ничего нового, - сразу заявил «Московский комсомолец».- Минфин снова не учел замечания, которые были даны ему на предыдущих заседаниях. Если верить главному финансовому ведомству страны, снижение налогов в России приведет лишь к потерям доходов федерального бюджета.
Вопрос налоговой реформы Белый дом переносил уже несколько раз. Перед вчерашним заседанием Минфину дали аж целый месяц на подготовку расчетов экономических последствий грядущей реформы. Сделано этого не было. А между тем для того, чтобы она закрутилась, правительству нужно представить все документы парламентариям уже нынешней весной.
В обновленном документе чиновники снова пишут о том, что высокие бюджетные доходы - дело временное. Рано или поздно мировые цены на нефть упадут, и если начать кардинально снижать налоговую нагрузку, то в ближайшем будущем средств будет катастрофически не хватать, а в долгосрочной перспективе может образоваться и вовсе дефицит бюджета. В общем, это очередная «страшилка» от Кудрина».
«Интересное дело,- продолжает газета,- Минфин говорит, что за 2004 - 2005 годы налоговые изменения приведут к тому, что доходы бюджета уменьшатся на 240 - 250 млрд. рублей. В то же время, по расчетам Росземкадастра, только введение земельного налога позволит увеличить доходы на 175 млрд. рублей (более чем в 6 раз). Подобные подсчеты в финансовом ведомстве, видимо, не ведутся. Кстати, закон об особых экономических зонах в плане реформы вообще отсутствует. Минфин классически «кинул» ведомство Грефа, пообещав протолкнуть этот документ взамен на поддержку реформы, Минэкономразвития согласилось, а финансисты лишь записали в концепции, что неплохо бы ввести льготный налоговый режим для резидентов особых зон. Однако в графике разработки нормативных актов этого документа нет.
Единственное, с чем согласилось, наконец, ведомство Кудрина, это предложение отменить контроль за крупными расходами физических лиц. Но радоваться рано. Контроль все равно останется, но вести его будет теперь финансовая разведка».
Более солидные издания высказываются сдержаннее, но Алексей Кудрин и на их страницах остается основным антигероем.
Так «Известия» в статье «Минфин стоит на своем», опубликованной на сутки раньше, в день заседания правительства, пишет: «Судьбу налоговой реформы определит президент.
Критика со стороны премьера и либерального крыла кабинета не повлияла на позицию Минфина. Доклад замминистра финансов Сергея Шаталова повторяет прежние предложения министерства: снижать единый социальный налог (ЕСН) в 2005 году, а налог на добавленную стоимость (НДС) - не ранее 2006 года. По мнению аналитиков, правительственных консерваторов и либералов сможет примирить только президент или падение нефтяных цен, которое подтвердит справедливость опасений Минфина.
Минфин по-прежнему настаивает на том, что снижение эффективной ставки ЕСН с 30 до 25% возможно только в 2005 году, при этом потери государства составят 160-200 млрд руб. Снижение ставки НДС с 20 до 15% будет стоить государству 0, 9% ВВП, или 160 млрд руб. Но этот вопрос Минфин готов рассматривать не раньше 2006 года при условии благоприятной финансовой ситуации. То есть если в стабилизационном фонде удастся накопить «финансовую подушку». Использование средств фонда на снижение налогов, о чем на коллегии еще раз заговорил председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков, Минфин по-прежнему отказывается обсуждать. По мнению чиновников правительства, обсуждение налогового вопроса на заседании будет «крайне напряженным».
Главный экономист ИК "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков считает, что налоговая реформа станет законодательным долгостроем, подобным реформе электроэнергетики, если точку в споре либералов и консерваторов не поставит президент. Однако он не уверен, что симпатии президента окажутся на стороне либералов. «Снизить ЕСН в 2004 году было бы стратегически правильно, - говорит Гавриленков. Но в условиях геополитической неопределенности и накануне выборов власти не решатся рисковать доходами бюджета.
…Ректор Академии народного хозяйства Владимир May считает, что налоговая реформа - вопрос не консерватизма и либерализма правительственных чиновников, а политической ответственности. Тот, кто примет решение о снижении налогов, должен взять на себя ответственность за риски колебания нефтяных цен, последствия которых для российской экономики могут быть непредсказуемыми».
Неожиданно не поскупились на значительную порцию сарказма обычно сдержанные «Ведомости». «Комедия о налогах» - так называется статья в этом издании: «Особо пикантно в этой комедии то, что правительству предложили ущемить олигархов.
Налоговая реформа в России закончилась скандалом. Правительство разыграло комедию на тему: мы знаем, что нужно сделать, но ничего не можем. Уже дали занавес: Михаил Касьянов (в любимой роли премьер-министра, который никогда не делает резких движений) сообщил, что если даже Минфин подготовит новые документы к апрелю, то «у Госдумы на их рассмотрение может не хватить времени».
Похоже, за сценой кипели нешуточные страсти. Вице-премьер Алексей Кудрин высказал предложение, чтобы пресса впредь присутствовала на заседаниях от начала до конца.
Особую пикантность разборкам министров за закрытыми дверями придает тот факт, что Кудрин и его коллега - министр экономразвития Герман Греф - просили правительство, среди прочего, ущемить бизнес российских олигархов. На что получили от премьера нарекание за "непроработанность документов", а от советника президента Андрея Илларионова - обвинение в уходе от стройной структуры налоговой реформы, а именно - в нарушении принципа равенства налогоплательщиков.
…По мнению Илларионова, налоговое бремя нужно снижать, а не перераспределять. Однако не стоит забывать, что в этом более других заинтересован именно крупный бизнес. Потому что он эти налога, в отличие от большинства мелких и средних компаний, пусть и не полностью, но платит».
«Коммерсантъ» вообще больше обратил внимание не на экономические, а на, тк сказать, «нравственно - политические» моменты полемики: «Вчерашнее заседание правительства оказалось сенсационным. Начать с того, что премьер Михаил Касьянов, пожалуй, впервые лишил докладчика слова. И вообще прекратил обсуждение, заключив, что представленные Минфином предложения «нельзя признать налоговой реформой». Будет ли она все-таки продолжена, станет ясно к апрелю - к этому сроку господин Кудрин в очередной раз обещал представить свои расчеты.
Михаил Касьянов был вчера настроен по-боевому. Открывая заседание, он обвинил Минфин в том, что ведомство господина Кудрина становится тормозом экономического роста. По мнению премьера, ситуация в промышленности в этом и следующем году уже не улучшится, так как «налоговые меры по-прежнему не подготовлены». Однако даже после такой преамбулы никто из собравшихся не ожидал того, что премьер остановит направлявшегося для доклада первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова на полпути к трибуне. «С вашими материалами мы уже ознакомились, но то, что представил Минфин, нельзя назвать налоговой реформой», - вынес приговор премьер и пояснил, что слушать доклад господина Шаталова не намерен.
…Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин попытался свалить часть ответственности на Минэкономразвития. «В какой-то степени в задержке налоговой реформы виноват финансово-экономический блок правительства», - сказал он.
…Тут слово взял экономический советник президента Андрей Илларионов. Он пригвоздил Минфин данными, полученными МВФ: среди 94 стран, в которых проводились исследования, по уровню налоговой нагрузки на одного налогоплательщика Россия занимает 4-е место, уступая лишь Королевству Лесото, Хорватии и .Белоруссии. Советник президента заявил, что за последние три года налоговая нагрузка в России не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась. И уличил Минфин в том, что тот зачастую противоречит сам себе: провозглашая, что условия налогообложения равны для всех, тут же заявляет о намерении изъять у добывающих отраслей сверхдоходы. По мнению Андрея Илларионова, так ставить вопрос неправильно - это может деформировать экономику. А министр экономического развития и торговли Герман Греф напомнил вице-премьеру о его обещании поддержать законопроект о свободных экономических зонах. "Где же этот пункт?" - удивился господин Греф (ради этого закона его ведомство отказалось от многих претензий к варианту налоговой реформы по Минфину). "А я его вычеркнул", - признался господин Кудрин».
Примерно в таких же тонах описывает ситуацию и газета «Время новостей»: «Вчерашнее заседание кабинета ознаменовалось долгожданным событием с эпиграфом: «Скандал заказывали?!»
…Ситуация явно складывалась не в пользу г-на Касьянова, который, по сути, вынужден был признаться, что не может никак совладать с г-ном Кудриным. Но здесь то ли у главного финансиста сдали нервы, то ли на него чарующе подействовали слова премьер-министра, то ли г-н Кудрин понял, что ему прислали весточку из Кремля в виде советника президента Андрея Илларионова, впервые появившегося для участия в налоговых дебатах правительства и ударно выступившего против попыток Минфина удерживать налоги на прежнем высоком уровне, равняющим нас с Лесото и Белоруссией. В общем, по одной из этих причин министр финансов не смог смолчать. «Я все-таки хочу выступить», - перебил он премьера. И далее объяснил: то, что внесено Минфином - документ «существенно доработанный». При этом Алексей Кудрин даже предложил «заострить ряд моментов» реформы к апрелю, когда, по его мнению, все должно быть окончательно решено.
В следующем пассаже министр финансов даже решил как бы покаяться: «В какой-то степени вина за задержку налоговых реформ, наверное, лежит и на финансовом блоке правительства». И когда премьер уже практически был готов расслабиться и дать Минфину шанс созреть к реформе хотя бы к апрелю, как г-н Кудрин вспомнил о своем: «Я готов говорить и о снижении ЕСН, и НДС. Но только мы приложим таблицу для всех министров, где будет расписано, от чего им придется отказаться в своих бюджетных расходах в будущем году». Министр финансов по ходу выступления, впрочем, и не скрывал, что снижение НДС он готов подать только в пакете со снижением бюджетных расходов.
Г-н Касьянов отметил лукавство Минфина, который пытается играть на «святом». «Наши непроцентные расходы давно зафиксированы, - пояснил премьер, - нынешняя налоговая база исчисляется исходя их этих цифр, поэтому не следует дальше впрямую увязывать снижение налогового бремени со снижением бюджетных расходов». Но г-н Кудрин все же не стал скрывать, что все равно увяжет в один пакет свои расчеты по снижению НДС с выпадающими расходами бюджета.
А после правительственного заседания случилась неожиданность. Г-н Кудрин вышел к прессе и заявил, что ему удалось убедить премьера снизить НДС на 2%. Такая «перемена позиций» выглядела удивительной, поскольку ни для кого не было секретом, кто именно настаивает на снижении фискального бремени и кто этому сопротивляется. Впрочем, загадочным выглядел и тот факт, что декларированное Алексеем Кудриным двухпроцентное снижение напрочь отсутствовало в документах Минфина».
Газета «Время МН» в статье «Скандал вместо реформы» неожиданно обратила внимание еще на один аспект происшедшего:
«Таким образом, развернувшаяся между членами правительства нешуточная война за ход налоговой реформы вчера стала достоянием общественности. Напомним, что заседания правительства были засекречены от журналистов с осени 1998 года. С тех пор журналистам и общественности приходилось узнавать позицию того или иного ведомства окольными путями. А недавно кабинет, как известно, провозгласил политику на информационную открытость. Готово ли правительство начать с себя, покажет ближайшее время».
Кроме того, как и «Время новостей», «Время МН» назвало дату следующего заседания правительства по данному вопросу - 1 апреля. Думается, принятие плана налоговой реформы в «день дурака» стало бы знаковым событие в жизни страны.
И в заключение обзора стоит процитировать отрывок из статьи, опубликованной во «Времени новостей» 17 марта: «В Белом доме конфликт премьера и вице-премьера драматизировать не собираются. О расколе не говорится. Хотя есть мнение, что это «временная неадекватность некоторых министров». А также версия, что такие «заблуждения» приводит к тому, что «страна зависает». Например, когда Минфин и сам не готовит реальную налоговую реформу, и не дает это делать никому другому».
Сегодня трудно сказать, чем закончится столь драматическая работа над планом налоговой реформы. Ясно одно: изменить нашу налоговую систему необходимо, но пока почти невозможно. Разве что мировые катаклизмы заставят наших «реформаторов» посмотреть на вещи реально. Главное - не было бы поздно.
Обзор подготовил Владимир Володин