Проблемы малого бизнеса нет-нет, да и выплескиваются на страницы ведущих изданий. Но такое бывает не часто» газета «Время МН» (26-03) посвятило этой теме целое приложение под общим заголовком «Вывести из застоя малый бизнес (Готовится новый закон, освобождающий предпринимателей от мелочной опеки и произвола)».
В редакционном предисловии говорится о том, что «политические партии в преддверии выборов регулярно вспоминают о голосах «меньших братьев» бизнес-сообщества и сулят им всяческие земные блага», и о том, что «время от времени пробуждается исполнительная власть, правда, ее законодательные новации пока что ситуацию в этом секторе не улучшили».
После этого сообщается, что вниманию читателей предлагаются материалы «круглого стола», организованного ТПП с участием губернаторов, представителей президентской администрации, депутатов Госдумы, предпринимателей. На нем обсуждались предложения, подготовленные Торгово-промышленной палатой, которые лягут в основу нового закона, разрабатываемого совместно с Минэкономразвития и МАПом.
Что же сказали участники «круглого стола»?
Евгений Примаков, академик,президент Торгово-промышленной палаты РФ:
«Без значительного удельного веса малого бизнеса в валовом внутреннем продукте трудно говорить об устойчивости экономики. Это проблема занятости, которая беспокоит сейчас очень многих и будет беспокоить еще больше, так как банкротство предприятий, я здесь говорю не о лжебанкротстве, а о банкротстве настоящем, является спутником на пути развития рыночной экономики. Это — создание нормальных условий для средних и крупных предприятий. Наконец, это средний класс, без которого, очевидно, нельзя говорить о политической стабильности.
Поэтому нужны кардинальные сдвиги в этой области. …В частности, мы предлагаем передать налоги, собираемые с малого бизнеса, в бюджеты территориальных и местных властей. Сегодня пропорции, по которым делятся налоги, взимаемые с малых предприятий в соответствии со специальными налоговыми режимами, распределяются следующим образом: 30% из них остается в федеральном бюджете, 15% — в бюджете субъектов Федерации, 45% — в местном бюджете, оставшиеся 10% идут в государственные внебюджетные фонды.
Мы предлагаем поменять схему распределения налоговых поступлений от малых предприятий, применяющих как общий, так и специальные налоговые режимы: до 30% вместо нынешних 15% передать субъектам Российской Федерации и не менее 70% вместо 45% — в местные бюджеты».
Далее Примаков предлагает дать местным властям право «уменьшать для предпринимателей ставки по ряду налогов и сборов или полностью освобождать их от уплаты на какое-то время, вводя «налоговые каникулы»: «Мы предлагаем, чтобы налоговая нагрузка на малый бизнес не превышала 25% валового дохода малых предприятий».
Что в итоге предлагает предпринять ТПП?
«Первое. Палата планирует провести анализ эффективности применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса с учетом мнения предпринимательского сообщества, по результатам которого будут подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Второе. Критерий, по которому определяется сегодня малое предприятие, это годовой оборот, не превышающий 15 миллионов рублей. Цифра явно мала, и в результате воспользоваться специальным налоговым режимом не могут промышленные, а особенно венчурные предприятия, которые работают на острие научно-технического прогресса.
Мы предлагаем пересмотреть этот ограничитель и увеличить годовой оборот хотя бы до 30 миллионов рублей. Тогда в упрощенную схему налогообложения смогут вписаться многие малые предприятия, в том числе и работающие в сфере производства. Также, по нашему мнению, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную схему налогообложения, целесообразно предусмотреть возможность замены единого налога на оплату стоимости патента. Кроме того, малые предприятия по своему усмотрению должны иметь право выбирать между различными режимами налогообложения. Сейчас налоги навязываются, и предприниматели уже не могут отступить от той схемы, по которой они работают».
Следующим выступил мэр Москвы Юрий Лужков:
«В Москве насчитывается 203 тысячи предпринимательских структур. Это четверть всего того, что имеется в России. Почти половина населения Москвы свою судьбу связала с малым бизнесом. Поэтому ставка на его развитие для нас является реальной стратегией. Но есть много проблем. И главной является нерешенность вопроса об эффективности системы налогообложения.
...Налоговая реформа не привела к созданию единой, полноценной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, которая освобождала бы их от необходимости одновременного применения других налоговых систем — традиционной и по принципу вмененного дохода.
Более того, предприниматели, в обязательном порядке переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по какому-либо виду деятельности, теряют право применять упрощенную систему. При этом они вынуждены или применять традиционную систему налогообложения с соответствующим налоговым и бухгалтерским учетом, или вообще отказаться от многопрофильности своего бизнеса.
На мой взгляд, в перспективе целесообразно полностью перечислять налоговые платежи субъектов малого предпринимательства в региональные бюджеты. И это подстегнет органы власти субъектов Федерации более активно поддерживать и развивать малый бизнес на своей территории».
По мнению губернатора Волгоградской области Николая Максюты, «кроме налоговых проблем, нельзя игнорировать и сложности, связанные с недоступностью кредитов для малого бизнеса».
«Известно, что коммерческий банк близко не допустит предпринимателя, если у него нет залогового инструмента или нет поручителя. Поэтому, если мы не будем развивать кредитные кооперативы, то никакого сдвига в этом направлении не произойдет. На территории Волгоградской области 90 кредитных кооперативов, которые выдают ссуды малому и среднему бизнесу на уровне от 10 тысяч рублей. Это вроде бы мало. Но мы выдали в прошлом году 500 миллионов рублей.
Еще один момент. Зачастую мы забываем о категории селян, которые на сегодняшний день стесняются оформиться как безработные и трудятся на подворье. А это тоже малый бизнес. Мне кажется, что для них через фонд занятости необходимо определить минимальную заработную плату — 450 рублей. Тогда эти граждане будут числиться как работающие, будут получать минимальную заработную плату. И тогда мы не будем говорить, что на селе черная безработица.
Кроме того, мы не должны допустить, чтобы малый и средний бизнес выпускал некачественный товар. Ведь большинство регионов уходит от стандартов и пользуется всякими доморощенными критериями. Поэтому у нас в Волгоградской области жесткие требования: если предприниматель получает финансовую поддержку со стороны властей, то он обязан предъявить качественный продукт».
К вопросам малого бизнеса на селе обратился и председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Геннадий Кулик:
«За годы реформ произошла удивительная вещь: сегодня 52% товарной продукции производят подворья и мелкие бизнесмены в сельском хозяйстве. До 1990 года эта доля составляла 22-23%. Если взять структуру товарной продукции, то 90% картофеля и овощей производится именно там. Есть сегодня регионы, скажем, в черноземной зоне, где 75% мяса дают именно подворья.
Поэтому значимость темы бесспорна.
...Я бы к малому бизнесу причислил наше фермерство. В стране 270 тысяч фермерских хозяйств, это тот же самый семейный малый бизнес, который работает по своим законам, но выполняет, по существу, ту же самую программу.
...Надеюсь, что Госдумой будет принят уточненный закон в новой редакции о фермерских хозяйствах. Плюс к тому мы готовим закон о подсобном производстве, подсобных личных хозяйствах.
О налогах. Я просто умоляю вас, всех экспертов: не ходите в подворья за налогами! Государство, дав свободу, дав кусок земли этим людям, установило один налог на землю и сказало: вот ты на этой земле делай, что хочешь, попробуй содержать свою семью, попробуй помочь нашему Отечеству. Они это делают. Но как только вы туда придете, малому предпринимательству конец.
Меня беспокоит еще один вопрос: правительство рассмотрело проект закона о налогообложении недвижимости. Ставка такая, что у аграриев началась паника. Приведу один пример: за комбайн нужно будет заплатить налог в 54 тысячи рублей в год. Для этого сельхозпроизводителю придется продать 10 тысяч 400 литров молока. Так что одному малому хозяйству придется содержать 3 коровы для того, чтобы оплатить только ставку за недвижимость».
Но, оказывается, предложения ТПП встречают в среде предпринимателей неоднозначные оценки. Об этом говорил заместитель гендиректора ЗАО «Промбиофит», Москва Владимир Аверкиев:
«Одни согласны с этой идеей. Другие полагают, что для малого бизнеса было полезнее не направлять 10% от налоговых поступлений на определенные мероприятия, а вообще не брать с малого бизнеса эту часть налогов. В то же время, если эти деньги действительно пойдут на поддержку малого предпринимательства, то, на мой взгляд, необходимо утвердить перечень мероприятий, на которые эти средства могут быть потрачены. А еще лучше, если предприниматели будут принимать непосредственное участие в составлении этого списка.
Наше предприятие на основании своего опыта считает, что местные власти заинтересованы эффективно поддерживать местный малый бизнес. Если же реально доступными для малых предприятий станут «налоговые каникулы», льготы по аренде производственных помещений, недорогие кредиты, помощь в рекламе их продукции, то предприниматели скажут искреннее спасибо. Также положительно мы оцениваем и предложение по ограничению верхнего уровня налогообложения».
По мнению же губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, «малый бизнес со всеми его проблемами лучше передать регионам»:
«И тогда доход от этого вида деятельности будет не 12%, а 60-70% уже через 2-3 года. Ведь сегодня 80% всех препятствий в развитии малого бизнеса чинится на уровне федеральных структур.
Скажите, пожалуйста, какая заслуга губернатора в том, что зарегистрировалась та или иная транснациональная компания в каком-то поселке или на какой-то улице? Если не будет должных условий для развития малого предпринимательства в тех самых муниципальных низовых образованиях, то никакие реформы не пойдут.
...Калужский регион — единственный в центре России, который не имеет налога с продаж. Хотя данный метод, наверное, не самый верный способ решения проблем. Главное, чтобы мы шли в одном направлении с федеральным правительством. Ведь сегодня регионы лишены возможностей для «изобретения» собственных благоприятных законодательных норм, которые бы способствовали развитию малого бизнеса».
Кроме того Анатолий Артамонов выступил За «законодательное подкрепление» роли ТПП.
Губернатор Кировской области Владимир Сергеенко поддержал идею децентрализации экономической жизни страны. Также он выступил и за перераспределение налогов в пользу региональных и местных бюджетов:
«Безусловно, это обеспечит заинтересованность местной власти в развитии малого предпринимательства. Тем более, что в муниципальных образованиях решаются многие жизненно важные задачи предпринимательства: арендное приобретение производственных помещений и земельных участков.
Что еще необходимо? Во-первых, юридически закрепить понятие «малый бизнес». Можно, конечно, ограничить малый бизнес численностью работающих. Но ограничивать годовым оборотом в 15 миллионов совершенно неразумно.
Неплохо бы ввести мораторий на 3-5 лет на принятие любых нормативных актов и законопроектов, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Плюс ограничение налоговой нагрузки должно быть зафиксировано законодательством и не превышать 25% от валового дохода малого предпринимателя. При этом принципиально важно сохранить за субъектом малого предпринимательства право самостоятельно выбирать схему налогообложения.
Также на развитие инфраструктуры и развитие малого бизнеса на региональном и муниципальном уровне следует законодательно закрепить 10, а то и 15% поступлений от субъектов малого предпринимательства. На мой взгляд, эти средства пойдут не только на создание бизнес-инкубаторов, технопарков и других элементов инфраструктуры, но и через муниципальные и региональные фонды на компенсации процентных ставок банковских кредитов, либо в качестве залоговых сумм для частичного обеспечения этих кредитов».
Представитель президента в Центральном регионе Георгий Полтавченко заявил, что «на примере Центрального федерального округа было бы неверно утверждать, что государство ничего не делает для поддержки малого бизнеса». Он считает: «Очень серьезная проблема — криминализация малого бизнеса. И она как бы состоит из двух составляющих: с одной стороны, поборы чиновников, с другой — большой интерес криминала к малому бизнесу. Причина здесь во многом кроется в том, что налоговое законодательство, которое сегодня действует в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, отнюдь не способствует его прозрачности. Поэтому я поддерживаю предложения по налогооблагаемой базе, которые бы изменили ситуацию. Возможно, действительно стоит отказаться от прямых налогов и свести все к косвенным: к подоходному налогу, налогу на недвижимость.
При этом стоит задуматься, какие ответные действия могут предложить представители малого бизнеса. Может быть, стоит выработать какой-то свой кодекс корпоративного поведения, то есть правила игры, с которыми уже можно выходить к государственным органам и вести равноправный диалог».
«Проблемы малого бизнеса естественно соприкасаются с проводимой сегодня реформой федеративных отношений и местного самоуправления». – с этого начал замруководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак:
«Сегодня действительно необходимо создать такие условия, чтобы все органы власти были заинтересованы в развитии малого бизнеса. И их можно создать только путем закрепления доходов от этого бизнеса за соответствующим уровнем власти. Наиболее эффективно защитить малый бизнес в состоянии прежде всего местная власть, то есть та власть, которая ближе всего к этому бизнесу. Та власть, которая может подать голос в защиту этого малого бизнеса.
...Необходимо совершенствовать Налоговый кодекс (в части налога на малый бизнес) и сам закон о малом предпринимательстве для того, чтобы взимание налога с малого бизнеса не стало способом перераспределения доходов между бюджетами различных уровней. Мы понимаем, что та схема налогообложения малого бизнеса, которая действует сегодня, предполагает замену и федеральных, и региональных налогов на единый налог. Но когда интересы малого бизнеса и интересы местных властей совпадут, не исключено, что в регионах станут искусственно создаваться малые предприятия. Поэтому мы должны предусмотреть, чтобы малый бизнес не подвергался злоупотреблениям со стороны чиновников.
...Возникает еще она проблема: наша налоговая система в условиях очень большой дифференциации уровня экономического развития регионов, а еще в большей степени муниципалитетов, не позволяет закрепить за субъектами и муниципалитетами такие доходные источники, которые бы справедливо, равномерно распределялись по всей территории страны.
...Много говорят о том, что налоги на добычу полезных ископаемых можно полностью передать регионам, но тогда эти полтора триллиона рублей получат 7 субъектов Российской Федерации, а остальным не достанется ничего.
...При нынешней налоговой системе все те субъекты Федерации, которые сегодня являются дотируемыми, могут оказаться еще в большей финансовой зависимости, поскольку большую часть доходов будут потреблять регионы-доноры. В этом сегодня одна из главных проблем, которую предстоит решить».
На этом дискуссия на «круглом столе» (во всяком случае в изложении газеты «Время МН») завершилась. Дадут ли свои плоды многочисленные обсуждения проблем малого бизнеса, покажет будущее.
Обзор подготовил Владимир Володин