Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Деревянный в конверте

Всю прошлую неделю мы обозревали, что пишут отечественные СМИ о долларе. Пора поговорить и о родном – о рубле, которому официально сказано стать в обозримом будущем нормальной конвертируемой валютой. А у нас ведь как: сказал президент, стать конвертируемым - и мы можем все наличные рубли законвертировать – каждый в своем конвертике, так и будут ходить в обращении. Впрочем журналисты и аналитики отнеслись к этой теме куда более серьезно.

Вот газета «Коммерсантъ» за 20-05, статья Конвертации рубля дали срок»:

«Вчера на пресс-конференции в редакции "Российской газеты" первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев предсказывал, какое будущее ждет российский рубль. Оказалось, что конвертируемым он станет только после того, как Владимир Путин перестанет исполнять обязанности президента.
...Замминистра объяснил, что сейчас рубль является частично конвертируемой валютой. По текущим операциям он уже конвертируем, а по капитальным операциям - нет. Правда, согласно законам о валютном регулировании и контроле, с 2007 года все ограничения будут сняты, и де-юре рубль станет полностью конвертируемым. Однако и этого недостаточно для того, чтобы рубль стал крепкой валютой, которую с удовольствием примут в любом иностранном банке.
Алексей Улюкаев это прекрасно понимает, поэтому по поводу сроков реальной конвертации российской валюты отвечает расплывчато. Замминистра на всякий случай назвал срок в четыре-пять лет и то добавил, что "вопрос о полной внешней конвертируемости рубля, при которой российские граждане смогут рублями оплачивать товары и услуги за рубежом, остается нерешенным".
...Алексей Улюкаев вчера выступил против предложений ограничить укрепление реального курса рубля, с которыми выступают советник президента Андрей Илларионов и МВФ. По словам замминистра финансов, ни в правительстве, ни в Центробанке никаких ограничений росту рубля не готовят, так как темпы его укрепления "не создают проблем для российской экономики».

Хочется, конечно, поверить последнему заявлению заместителя министра финансов, особенно, если он объяснит, почему в Европе рост евро уже создает проблемы для экономики, а у нас рост рубля никаких проблем не создает. Или на нас, как всегда, не распространяются основные экономические законы (а также законы физики, химии и так далее)?

А вот как комментирует мнение Алексея Улюкаева «Газета» («Полностью конвертируемый рубль – к 2007 году» 20-05):
«...Такого испытания нашей экономике, как укрепление рубля к доллару более чем на 10% в год, нам не нужно. Раньше казалось, что даже при нынешнем уровне укрепления рубля экономика не сможет адаптироваться, но выяснилось, что ее адаптивная способность выше, чем предполагалось", - заявил Алексей Улюкаев. Он пояснил, что правительство не планирует пересматривать свои макроэкономические прогнозы на этот год, несмотря на то что цены на нефть сохраняются на высоком уровне, а приток валютной выручки в Россию не ослабевает. Это означает, что среднегодовой курс доллара по отношению к рублю должен будет составить 31, 4. Сейчас он достиг 30, 89 рубля за доллар. И, по мнению экспертов, в ближайшее время американская валюта может продолжить свое падение. Как подсчитали эксперты из центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании "БДО ЮниконРуф", только за январь - апрель рубль укрепился по отношению к доллару на 7, 6%. По их мнению, в ближайшее время курс доллара и евро на внутреннем рынке будет во многом определяться ситуацией на мировом валютном рынке. Сейчас доллар продолжает падать по отношению ко всем ведущим мировым валютам, а потому и по отношению к рублю он вряд ли будет расти.

Это, по мнению аналитиков, означает, что в реальности рубль укрепится гораздо сильнее, чем об этом говорит Алексей Улюкаев. Так, по прогнозам аналитика ИК "Ренессанс Капитал" Алексея Моисеева, российская валюта усилится по отношению к доллару на 12, 8%. Фактически это темпы укрепления национальной валюты, которые существовали в 2000 году. В то время бывшего председателя ЦБ Виктора Геращенко сильно критиковали за то, что он таким образом мешает экономике нормально развиваться, так как снижает доходы экспортеров.

...Однако, по мнению Минфина, в ближайшее время рублю вообще предстоит блестящее будущее. "Сейчас у нас рубль частично конвертируемый", - говорит Улюкаев. То есть сейчас можно без ограничений покупать и продавать рубли и иностранную валюту в наличном и безналичном виде. И даже оплачивать контракты за рубли. Однако компаниям нельзя свободно вывозить за границу капитал - сейчас для этого нужно получать специальное разрешение Центробанка».

Не слишком доверяют опрошенные «Газетой» эксперты оптимизму Улюкаева по поводу полной конвертируемости рубля в 2007году. С этого времени, как уверяет зам. министра финансов, будут сняты ограничения по возможностям компаний инвестировать за рубеж. Это и есть смысл внутренней конвертации: любые обменные операции с рублем можно будет проводить без ограничений со стороны российских властей. Кроме того, как говорит Улюкаев, примерно к этому же сроку граждане смогут свободно покупать и продавать рубли за границей, потому что репутация российской валюты будет настолько высокой, что иностранные обменники будут принимать их наравне с другими общепризнанными валютами.

«Эксперты, впрочем, сомневаются, что этих задач удастся достичь так быстро. "Это попытка поставить телегу впереди лошади. Сначала экономика должна показать феноменальные результаты, а затем уже можно будет говорить о конвертируемости рубля. США, скажем, шли к этому больше века и пришли только после Второй мировой войны", - пояснил Газете Кирилл Тремасов, аналитик Банка Москвы. А по мнению Александра Баранова, вице-президента ИГ "Русские фонды", о конвертируемости рубля можно будет говорить, если Россия сможет провести основные структурные реформы к 2007 году. "Нам и Хрущев к 1980 году обещал построить коммунизм. И предыдущий президент много чего обещал».

С экспертами, опрошенными «Газетой», согласны и эксперты, чьи мнения приводит «Время Новостей» в статье «Постучим по дереву» (20-05):
«Вне Минфина далеко не все экономисты разделяют оптимизм г-на Улюкаева. "Никакие законодательные мероприятия не убедят иностранцев в привлекательности рубля, - уверен аналитик "Тройки Диалог" Антон Струченевский. - Доверие - результат долгого развития: диверсификации экономики, проведения сбалансированной бюджетной политики, снижения инфляции. У нас в связи с реформированием естественных монополий инфляционный фон останется довольно высоким еще долгое время".

Замгендиректора холдинга "Интеррос" Сергей Алексашенко также считает, что внешняя конвертируемость зависит от состояния экономики: "Если она будет конкурентоспособной, это может произойти и раньше 2007 года, а если будем производить то, что производим сейчас, то и в 2007 году ничего не изменится". - При этом, по мнению г-на Алексашенко, де-факто ограничения давно и безболезненно нарушаются. "Для тех, кто считает, что строгость российских законов искупается необязательностью их исполнения, рубль - реально конвертируемая валюта, в том числе по капитальным операциям, - уверяет он. - Наше правительство не хочет этого признавать и говорит о том, что с 2007 года это будет по закону. Это уже произошло, и от того, примем мы закон или нет, ничего не изменится».

Специальное приложение под характерным общим заголовком «На рублевой гуще» посвятила проблемам отечественных финансов газета «Время МН» (21-05). Здесь эксперты получили возможность высказать свое мнение достаточно подробно. Увы, их мнение опять не совпало с оптимистическими прогнозами Алексея Улюкаева.

«Отмаялись?» - вопрошает первый автор, Петр Шмелев, и невесело отвечает:
«Международное рейтинговое агентство Standard&Poors опубликовало исследование банковской системы нашей страны, содержащее весьма критические отзывы о сути происходящих реформ.
Вопреки часто звучащему мнению о том, что российский банковский сектор уже преодолел последствия 1998 года, западные аналитики указывали на то, что расчистка "последефолтных завалов" еще далеко не закончена. Во-первых, практически не решается проблема долгов российских банков перед иностранными контрагентами по форвардным контрактам. Во-вторых, ЦБ недостаточно активно выдавал стабилизационные кредиты, а правительство слишком нерешительно спасало "СБС-Агро". В-третьих, АРКО добилось определенных успехов по реструктуризации ряда небольших региональных банков, но не сумело решить проблемы крупных банков в силу "недостаточных финансовых и административных ресурсов и лоббирующих способностей".
...На фоне слухов о том, что надежнейшая банковская система Германии так расшаталась, что некоторые страны подумывают о выводе своих валютных резервов из местных банков, способность российских кредитных учреждений отряхнуть прах дефолта со своих ног не может не радовать. Впрочем, с верхней точки подъема, как правило, хорошо видно место, где путника ждет новая яма. О том, что видно с горы нынешнего банковского оживления, говорят эксперты».

Эксперты демонстрируют очень умеренный оптимизм.

«Михаил Матовников, руководитель банковского направления рейтингового агентства "Интерфакс":
- О том, что банковский кризис со всеми его последствиями преодолен, ЦБ официально заявил еще два года назад.
Сегодня же банковская система занимается не решением прошлых проблем, а подготовкой к будущим, демонстрируя при этом устойчивое развитие. Банкиры учатся на прошлых ошибках, поэтому, скорее всего, повторения кризиса 1995 года, когда банки чересчур увлеклись межбанковским кредитованием, или кризиса 1998 года с его девальвацией и дефолтом не будет. Судя по сегодняшней ситуации, в ближайший год никаких серьезных катаклизмов в банковской системе ожидать не приходится. Точно же предсказать, каким и когда может быть следующий кризис, сегодня невозможно. Хотя с определенной долей вероятности можно предположить, что он будет связан с быстрым ростом кредитования.

Алексей Воробьев, экономист инвестиционной группы "Атон":
- За последние два-три года отмечается существенный интерес коммерческих банков к розничному сектору. Денежные доходы растут, у населения создается потребность в сбережениях. В связи с этим многие банки активно развивают собственные филиалы в регионах, включаясь в конкурентную борьбу между собой. Однако по-прежнему существенным недостатком банковской системы является значительная диспропроция между частными и государственными банками в пользу последних. Это лишний раз свидетельствует о необходимости реформирования банковского сектора с целью создания изначально равных конкурентных условий для всех банков. Кроме того, бизнес крупнейших коммерческих банков по-прежнему завязан на обслуживании крупнейших предприятий, и в этом проявляется еще одна слабость банковской системы.

Антон Струченевский, экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог":
- Действительно, ситуация в банковской сфере после кризиса существенно улучшилась. ...Тем не менее утверждать, что все проблемы решены, еще рано. Во-первых, уровень монетизации (или доли денежной массы в ВВП) российской экономики низок даже по сравнению с развивающимися странами или странами с переходной экономикой. Так, в прошлом году монетизация составила всего около 22% ВВП, в то время как, например, в Польше или Венгрии она составляет около 40%. Низкая монетизация ограничивает возможности кредитования экономики, а также экономического роста. Ситуация, правда, постепенно улучшается, и монетизация России стабильно растет. Но, по нашим оценкам, на уровень монетизации Восточной Европы мы выйдем только к 2010 году.
Во-вторых, российская банковская система, как это ни парадоксально звучит, одновременно и слишком сконцентрирована, и слишком фрагментирована. Фактически в стране есть только один банк, который может удовлетворить нужды крупного заемщика и предоставить кредит, скажем, в полмиллиарда долларов. Это Сбербанк, активы которого превышают 35 млрд долларов. Однако Сбербанк до сих пор тесно интегрирован в государственную финансовую систему.
Прочие банки слишком мелки, чтобы удовлетворить аппетиты крупных российских компаний. Так, активы известного Альфа-банка составляют примерно 5 млрд долларов, а прочих банков еще меньше. В этих условиях крупные заемщики вынуждены выходить на внешний рынок, чтобы привлечь средства для собственного развития.
Из этой ситуации может быть несколько выходов: первый - это объединение банков в группы для выдачи крупных кредитов. Второй - снижение доли Сбербанка на рынке депозитов населения. Внедрение системы страхования вкладов населения может способствовать этому.
...Я могу предположить несколько потенциальных причин для системного кризиса. Во-первых, это банкротство крупного заемщика. Через это мы уже проходили в 1998 году. Во-вторых, это необоснованное раздувание какого-нибудь рынка. Примером может быть взлет и падения новой экономики в США или кризисы на рынке недвижимости в Японии. Конечно, не следует исключать и влияния на нашу банковскую систему кризисов в других странах».
И, разумеется, не обходят эксперты такой животрепещущий вопрос, как курс рубля:

«Андрей Лисьев, начальник управления денежных рынков банка "Диалог-Оптим":
- Укрепление рубля происходит из-за большого объема экспортной выручки, достаточно высоких цен на сырьевые товары, вывозимые из России. На этом фоне Центробанк фактически выступает монопольным покупателем валюты на рынке и назначает курс таким, каким считает нужным. То есть глубина падения курса доллара к рублю является субъективной и прогнозировать ее невозможно, проще спросить у ЦБ РФ. Сближение номинального и реального курса рубля к американскому доллару при одновременном возможном падении цены на нефть может вызвать ускоренное сокращение положительного внешнеторгового сальдо страны. Очевидно, что способность отечественной продукции на равных конкурировать с импортом, дешевеющим на процент каждый месяц, сомнительна. Ситуация может начать ухудшаться очень быстро, поэтому строить долгосрочные прогнозы неосторожно.

Дмитрий Мамонтов, начальник отдела расчетно-депозитных операций Московского кредитного банка:
- Рост отечественной валюты, с моей точки зрения, определен в большей степени субъективными причинами, а именно недоверием инвесторов к американской экономике. В то же время заявление Улюкаева о предстоящем 10-летнем укреплении рубля скорее носит политический характер. ...Скорее всего, эти заявления означают старт президентской и думской избирательных кампаний, а стабильность рубля здесь ни при чем. Если же говорить о влиянии на курс рубля падения американской валюты, то тут очевидна прямая связь. И если ЦБ не будет проводить действующую сейчас политику скупки долларов, то поток американской валюты, идущий в российскую экономику вследствие активного экспорта природных ресурсов России, может просто поставить крест на восстановлении иных отраслей национальной экономики.

Валерий Петров, начальник конъюнктурно-аналитического управления Росбанка:
- Ожидается, что номинальный курс рубля к концу года при стабилизации цен на сырьевые ресурсы и продолжении нынешней политики ЦБ по наиболее вероятному сценарию составит 31 руб. за долл. При этом, например, к сентябрю, возможно укрепление курса рубля выше этой отметки (до 30,50-30,75 руб. за долл.), однако к концу года вероятно прекращение роста и некоторая девальвация рубля, что и должно вывести валютный курс на уровень, близкий к 31 руб. за долл. В 2002 году ЦБ справлялся с огромным притоком валюты при вполне управляемой инфляции, накопив за последние годы достаточный опыт управления валютным курсом. ...В отношении реального курса рубля ориентиром для Центрального банка может являться 4-6-процентное укрепление национальной валюты».

Вот так оценивают специалисты финансовые проблемы России, так относятся они к амбициозным планам руководства страны в этой области.


Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости