Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кто у нас средний класс?

О том, что России необходим средний класс, что он нарождается и растет слишком медленно, что его рост надо стимулировать, наша пресса пишет не год и не два. Но в последнее время в российских СМИ появилась новая тенденция освещения этой темы: о среднем классе стали писать как о чем-то уже состоявшемся, рассматривая его достоинства, недостатки, проблемы и особенности. Вопрос «Есть ли у нас средний класс?» отпал - на него ответили «есть» и успокоились. На смену ему пришел вопрос: «Какой он, средний класс?». Именно так назвал свою статью в «Газете. Ру» Игорь Иванов:

«...Попытки узнать что-либо о некоей загадочной субстанции, именуемой средним классом, предпринимаются в России с тех самых пор, как Борис Ельцин объявил создание среднего класса одной из приоритетных задач государства. Предполагалось, что эта прослойка станет опорой действовавшей власти и обеспечит "неотвратимость реформ". Попытки найти этот класс предпринимаются с завидной регулярностью, и критериев, по которым тот или иной гражданин может или не может быть отнесен к среднему классу, создано уже немало. Это, например, обладание определенным набором собственности, самоощущением или возможностью, проживая в России, потреблять услуги по европейским стандартам, то есть догнать Португалию на индивидуальном уровне.

...Вполне возможно, что в России нет того среднего класса, о котором говорил Борис Ельцин, но с тем, что в стране есть стандарты потребления, которым отвечает большая часть населения, спорить не приходится.

...Средний российский потребитель - это женщина в возрасте от 35 до 55 лет. У нее есть квартира, муж, ребенок, дача и кошка. Она работает на государство и получает около 250 евро в месяц».

В дальнейшем автор пользуется результатами анкетирования, проведенными интернет-магазином «Ozon»: на разосланные 450 тысяч анкет ответили 150 тысяч человек, так что выборка оказалась более чем репрезентативна.

«...51% экономически активных российских потребителей замужем (женаты), 27% имеют высшее образование, в 54% семей есть только один ребенок. 59% домохозяйств имеют в собственности квартиру (как правило, приобретенную в результате приватизации), 83% приобрели телевизор, 64% имеют стационарный телефон, 33% - автомобиль, лишь 11% - мобильный телефон и всего 2% россиян проводят отпуск за границей.

93% россиян недовольны своим уровнем зарплаты и только 8% имеют возможность копить деньги. Только 9% респондентов готовы обращаться за кредитом в коммерческие банки, в то время как 72% при возникновении необходимости в займе обратятся к друзьям и родственникам. 60% средних русских не имеют сберегательного счета, а 59% не видят необходимости в кредитной карте.

Соответственно выглядит и структура расходов среднего русского. Около 26% тратится на продукты питания и напитки (кстати, Top-3 среди напитков - пиво, водка и вино) и примерно 16% на одежду. 24% съедают расходы на муниципальные услуги - ЖКХ, общественный транспорт и так далее.

Средние русские мало ходят в кино и рестораны - на развлечения вообще уходит лишь около 2% бюджета.

На образование - в первую очередь, единственного, скорее всего, ребенка - тратится примерно в три раза больше, около 6,5%. Почти столько же - 5,6% расходов - направляется на помощь родственникам. Таким образом, вероятно, закрывается значительная часть потребностей в банковских кредитах. Так что в целом понятно, почему 72% средних русских обращаются за кредитом не в банки, а к близким людям, а 60% не понимают, зачем им нужна кредитная карта. При этом, если забыть о помощи родственникам, получится, что средний русский живет в кредит. На долю собственно накоплений в бюджете среднего россиянина приходится лишь 1,5%, в то время как на выплату разного рода кредитов (в том числе, очевидно, и взятых у близких) направляется 2,2%».

В заключение автор статьи выдает некий резюмирующий пассаж: «Возможно, и даже вероятно, приведенная картина покажется читателям www.gazeta.ru надуманной и не соответствующей действительности. Но, собственно, по-другому и быть не может. Дело в том, что 96% средних русских не имеют доступа в интернет».

Скажем прямо, не слишком радостная предстала перед нами картина. Однако ряд других изданий публикует материалы еще более пессиместические по духу. Так интернет-газета «PBC-Daily» помещает статью Марии Ивановой «В 2004 году средний класс станет беднее».

На самом деле в статье идет речь о совещании с представителями законодательных собраний регионов по вопросам формирования бюджета на 2004 год, проведенного председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, где выступил первый заместитель министра экономического развития и торговли Иван Матеров:

«...В частности, г-н Матеров заявил о том, что в 2004 году реальные доходы населения должны вырасти на 8%. Причем, как заявляют эксперты, рост уровня доходов россиян целиком обеспечит частный сектор экономики. Правда, по сравнению с нынешним годом темпы повышения доходов граждан в следующем немного снизятся. А это, в свою очередь, скажется на потребительских возможностях граждан.

По оценкам специалистов, прогноз МЭРТ вполне реален. В следующем году доходы населения будут продолжать расти. Причем темпы роста зарплаты будут по-прежнему превышать темпы роста ВВП. «Все дело в том, что после кризиса 1998 года повышение уровня доходов населения всегда отставало от роста ВВП. В 2004 году это отставание наконец будет нагнано. Это значит, что доходы россиян достигнут того уровня, который был до дефолта», - сообщил RBC daily Сергей Николаенко, завсектором Бюро экономического анализа (БЭА).

...Однако больше всего специалисты рассчитывают на увеличение уровня доходов частного бизнеса. ...Правда, по сравнению с нынешним годом темпы роста реальных доходов населения в следующем немного снизятся. Напомним, что, по последним прогнозам МЭРТ, в 2003 году повышение доходов россиян составит 9,2%, что на 1,2% больше, чем в 2004. В первую очередь аналитики связывают снижение темпов роста с тем, что в будущем году государство не намерено поднимать зарплату учителям, врачам и т.д. ...Правда, в преддверии президентских выборов власть вряд ли полностью откажется от повышения уровня доходов бюджетников, а также размера пенсий. «По всей видимости, в следующем году правительство все равно будет увеличивать зарплату бюджетникам, а также индексировать выплаты пенсионерам, - заявил RBC daily Александр Пузанов, генеральный директор фонда «Институт экономики города».

Надо сказать, что комментарии экспертов к докладу г-на Матерова не столько разъясняли, сколько запутывали картину. Каждый специалист обращался к новым показателям, а в итоге оказалось, что речь идет всего лишь о том же предполагаемом сокращении роста доходов по сравнению с годом нынешним на 1 процент. Учитывая, что, как правило, в расчетах наших экспертов допустимая ошибка вполне может составлять 3-5%, в данном случае речь идет о чисто мифической величине.

В этом смысле показателен и вывод статьи:

«...Следовательно, в 2004 году граждане, как и прежде, будут приобретать те продукты, к которым они привыкли. И никакое снижение темпов роста доходов населения не сможет им в этом помешать, так как напрямую изменение этого показателя их не касается. Вот если бы упала их реальная зарплата, то тогда они стали бы экономить, - сообщил RBC daily Виктор Субботин, консультант Экономической экспертной группы».

Если же быть до конца честными, то к статье из «RBC daily» мы обратились лишь затем, чтобы показать: тема среднего класса стала настолько популярна, что к ней начали притягивать за уши самые различные события и комментарии. При этом надо сказать, что «RBC daily» в этом смысле действует еще достаточно профессионально, хотя в данном случае и возникает вопрос: что же такое этот средний класс.

Куда более четко формулируются те же самые вопросы в статье «Последний год высоких зарплат» в «Газете». Автор статьи не пытается выделить средний класс, прекрасно понимая, что тенденция относительного уменьшения доходов, о которой он ведет речь, скажется на всех:

«...По данным Всемирного банка, возможности для относительно быстрого повышения уровня жизни, которые появились в России после кризиса 1998 года, исчерпаны, и в дальнейшем доходы граждан смогут расти только «в ногу» с ВВП, то есть медленнее, чем сейчас.

...С 1999 по 2003 год доходы населения России выросли на 58,5%, в то время как ВВП страны за этот же период увеличился лишь на 28,7%. «Многие экономисты сказали бы вам, что это невозможно», - заявил вчера главный экономист российского представительства Всемирного банка Кристоф Рюль, представляя очередной ежеквартальный доклад ВБ о состоянии российской экономики. Обычная экономическая логика подсказывает, что граждане в массе своей богатеют вместе со страной.

...Но специалисты ВБ обнаружили, что, если при оценке динамики доходов взять за отправную точку не 1999-й, а 1996 год, все становится на свои места. Рост ВВП за последние семь лет составил 31,5%, а реальная зарплата увеличилась за эти годы на 30,2%. Как отмечается в докладе, «после кризиса 1998 года падение реальной зарплаты и доходов населения было гораздо более значительным и продолжительным, чем падение ВВП».

В условиях кризиса предприятия сдерживали рост зарплаты, предпочитая оставлять больше средств на инвестиции. У работников особого выбора не было. Позволив промышленности сохранить больше оборотных средств и в конце концов встать на ноги, население получило награду - впрочем, довольно условную - восстановление докризисного уровня жизни.

Но этот процесс закончился еще в 2002 году, а в 2003-м статистика отметила, что доходы граждан замедлили свой рост. Если по итогам первого полугодия они увеличились на 14%, то по итогам года правительство ожидает рост на 9,2%, а на будущий год, даже при оптимистическом сценарии развития, запланировано 8,5%.

«Замедление роста доходов уже зафиксировано в частном секторе. В промышленности, например, зарплата в 2001 году выросла на 13%, в 2002 году - на 11%, а в первом полугодии этого - лишь на 8%», - подтвердила ГАЗЕТЕ эксперт Центра развития Наталья Акиндинова. По ее мнению, «падение доходов после 1998 года фактически компенсировано и дальнейший их рост может быть связан только с увеличением производительности труда».

Но вернемся к материалам, напрямую связанным с заявленной нами темой. О среднем классе пишут не только в связи с его доходами. Если Игорь Иванов, с чьей статьи мы начали обзор, утверждал, что средний класс в России - в основном женщины, то Елена Горелова на страницах «Ведомостей» пишет о том, что «бизнес-вумен страдают от «запоев выходного дня» (статья «Женщины на грани срыва»):

«Чем активнее женщины включаются в бизнес, тем больше работы у наркологов. В клиники, специализирующиеся на лечении алкоголизма, женщины стали обращаться гораздо чаще. Лет 10 - 15 назад на каждую запойную пациентку приходилось 10 мужчин с такой же проблемой, теперь их практически поровну, говорят наркологи.

По приблизительным оценкам медиков, от алкогольной зависимости сейчас страдают 4 - 5 млн россиянок. Судя по тому, что женщины в большей степени склонны скрывать свое пристрастие, цифра эта сильно занижена.

Именно от алкоголизма в завуалированной форме обычно страдают бизнес-вумен. Они не могут позволить себе затяжных запоев, пьют по вечерам, чаще в одиночку, предпочитая вино, пиво или коктейли, поясняет Алексей Магалиф, главный врач Клиники психологической адаптации. У таких женщин бывают "запои выходного дня": все начинается в пятницу вечером и продолжается в течение уик-энда, говорит нарколог-психиатр Магалиф. Характерен для них и синдром вечернего похмелья: по будням они не могут пить с утра и изо всех сил держатся до вечера.

Главной причиной этой напасти специалисты считают неумение отдыхать. У большинства работающих женщин нет ритуалов расслабления.

По наблюдениям наркологов, есть два опасных возраста, когда женщины наиболее часто попадают в зависимость от алкоголя. Первый - 25 - 30 лет. Как правило, это жены бизнесменов, не работающие и весь день предоставленные сами себе. Другая группа риска - женщины примерно 40 - 45 лет. На этот период приходится пик семейных кризисов: дети вырастают, муж отдаляется...

...Психологи убеждены, что скрытый женский алкоголизм набирает обороты. Григорий Крамской рассказал, что и у него таких клиенток стало больше. "Есть среди них высокопоставленные менеджеры и собственницы бизнеса", - добавляет психолог. Например, одна владелица крупной торговой компании на протяжении долгого времени не могла расслабиться после напряженного рабочего дня и заснуть, не выпив пол-литра виски. "Особенно часто это случалось в командировке, когда она возвращалась в гостиницу после переговоров", - говорит Крамской. От этой зависимости женщина избавилась лишь после того, как у нее случился роман с коллегой.

Неудачи в личной жизни, напротив, усиливают влечение к алкоголю. В эту ловушку попадают деловые женщины, у которых нет семьи. "Или муж есть, но черт-те какой, - замечает Магалиф, - так что ей после бизнес-сражений приходится еще и дома воевать".

...Мужчины чаще, чем женщины, бросают попавшего в беду супруга. "Женщины до конца борются за сохранение семьи, тогда как мужчины делают это не всегда: если сильно привязаны к жене или планируют рождение ребенка", - говорит Магалиф. В этом случае они настаивают на лечении и даже приходят к врачу вместе с женами».

Вообще жизнь представителей среднего класса во внерабочее время интересует отнюдь не только желтую прессу. Вполне солидные издания с удовольствием обращаются к этой теме. Правда, любителям «клубнички» такие статьи неинтересны: вместо пикантных подробностей «из жизни буржуев» здесь дается анализ общих тенденций. Вот, например, статья Юлии Игнатьевой «Давайте сделаем это по-тихому» в «Финансовых Известиях». Подзаголовок раскрывает основное содержание: «Состоятельные москвичи экономят на развлечениях»:

«Опрос, проведенный исследовательской группой КОМКОН среди представителей столичного среднего класса, дал неожиданный результат. Оказывается, прожигателей жизни в столице не так много, как кажется, когда гуляешь по ночному городу. Только 20% опрошенных посещают ночные клубы, и лишь 5% играют в казино. Больше половины состоятельных москвичей предпочитают отдыхать дома, сидя перед телевизором.

- Выбор формы проведения досуга в первую очередь связан со степенью адаптированности к современной жизни, - говорит социолог Фонда "Общественное мнение" Иван Климов. - Сидят дома те, кто не чувствует себя уверенно во внешнем мире.

...Второй по популярности вид досуга - походы по магазинам. Позволим себе предположить, что бедные "отдыхают" в магазинах так же часто, как и "средние". Но вряд ли они получают удовольствие от шопинга.

- Шопинг является эффективным способом снятия стресса, в частности, для женщин, - считает директор по коммуникациям КОМКОН Мария Вакатова. - Высокий рейтинг этой формы времяпрепровождения подтверждает наличие свободных денег у большого числа людей.

Утверждение о том, что "мы стали мало читать", которое с укоризной повторяют поборники якобы канувшей в Лету "духовности", оказывается ложным. Почти половина взрослых москвичей отдыхают с книгой в руках. У подростков дело обстоит хуже. Социологический центр Российской академии образования приводит данные по стране, в соответствии с которыми лишь 27% старшеклассников читают художественную литературу. Зато общаются между собой больше, чем их родители: 54%. По данным КОМКОН, ходят в гости и принимают друзей у себя 43% взрослых москвичей.

...Рестораны и бары... - 42%. И тем не менее странно, что больше половины состоятельных москвичей не назвали этот вид досуга в списке своих предпочтений.

- Возможно, поход в ресторан не у всех респондентов ассоциируется с отдыхом, - считает специалист по ресторанному консалтингу агентства "Асессор" Андрей Петраков. - Для людей определенного круга это корпоративная обязанность, многие просто обедают и ужинают в ресторанах.

...Огромными темпами растет популярность боулингов: каждый девятый москвич предпочитает этот вид отдыха. Семь лет назад четыре московских кегельбана воспринимались как столичная экзотика. Сегодня их около полусотни, и заказать дорожку становится все труднее».

Разумеется, рассмотренные нами статьи не исчерпывают тему среднего класса в отечественных СМИ, но, надеемся, дают о ней представление. Безусловно, российские издания будут возвращаться к этой теме постоянно, а потому и мы к ней еще вернемся.


Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости