Встречаясь с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, Президент России с удовольствием выплеснул на собеседника (а заодно и на телекамеры) приятную новость: инвестиционный рейтинг нашей страны вырос на две ступени и достиг инвестиционного уровня.
Да, действительно, «международное рейтинговое агентство Moody's повысило суверенный рейтинг России на две ступени - до инвестиционного уровня «Baa3» с «Ba2», - так выглядело это сообщение на сайте «НьюсРу.Ком». Там же были даны и некоторые комментарии к этому событию:
«...Полноценный инвестиционный рейтинг (раньше был спекулятивный) позволит работать на нашем фондовом рынке консервативным инвесторам вроде пенсионных фондов. Эти структуры контролируют десятки миллиардов долларов, и приход их финансовых ресурсов на российский рынок придаст новый импульс росту.
...Агентство отмечает, что повышение рейтингов отражает приверженность правительства РФ политике разумного управления финансами и долгом, значительным улучшением ликвидности долга, созданием стабилизационного фонда и уменьшением политического риска.
«Предвыборная ситуация в России не отразится на проведении рыночных реформ и экономическом развитии», - говорится в сообщении агентства.
Moody's также указывает, что Россия сумела воспользоваться «окном возможностей», связанным с благоприятной ситуацией на сырьевых рынках и до конца 2003 г увеличит свои золотовалютные резервы до 65 млрд долл., а стабилизационный фонд до 7 млрд долл.
...По мнению экспертов Moody's, Россия сможет безболезненно пережить даже существенное снижение цен на нефть в среднесрочной перспективе без последствий для обслуживания своих долгов.
...Ранее эксперты рейтинговых агентств полагали, что России инвестиционный рейтинг не присвоят до парламентских и президентских выборов».
Увы, замечательная новость из международного рейтингового агентства лишь слегка подсластило горькую пилюлю другого сообщения: в третьем квартале 2003 года зафиксирован рекордный отток капитала из России.
«Россия не дождется денег олигархов. В ближайшем будущем российские компании будут скорее источником утечки капитала за границу, чем получателями иностранных инвестиций», - утверждала Интернет-газета «РБК-Дейли» еще в начале сентября. Комментируя заявление западных экспертов о притоке в Россию зарубежных инвестиций, в частности связанных со сделкой «Бритиш Петролиум» - «Тюменская нефтяная компания», обозреватель отдела экономики газеты Антон Попов писал: «...Однако российские эксперты оценивают оптимизм иностранных коллег весьма скептически. По их мнению, прогнозы UNCTAD основаны лишь на предположении, что прямые инвестиции вырастут за счет 6-миллиардной сделки по покупке Тюменской нефтяной компании British Petroleum. Эксперты полагают, что большая часть этих денег пройдет мимо России и осядет на оффшорных счетах акционеров ТНК. А в ближайшем будущем российские компании, опасаясь политических рисков на родине, будут скорее инвестировать деньги за рубеж, чем получать их.
...Российские экономисты не разделяют оптимизм западных коллег. «Это заявление отражает ожидания, что сделка ВР-ТНК пройдет по отчетности Госкомстата и отразится на прямых иностранных инвестициях, – сказал RBC daily пожелавший остаться неизвестным представитель одного из российских банков. – Но иностранные экономисты не вполне знакомы с российскими реалиями». По мнению банкира, сделка по покупке акций ТНК British Petrtoleum может и не отразиться на прямых инвестициях в Россию. «Ведь ВР покупает пакет в ТНК у акционеров компании, которые зарегистрированы в оффшорах».
...Судя по всему, в ближайшем будущем России придется стать не столько получателем прямых иностранных инвестиций, сколько их поставщиком. По информации UNCTAD, Россия в минувшем году была крупнейшим региональным инвестором в Центральной и Восточной Европе: прямые российские инвестиции за рубежом в 2002 году составили 3,284 млрд долларов против 2,421 млрд долларов, пришедших в страну. Для сравнения, за тот же период «исходящие» инвестиции всех стран региона, включая Россию, составили 4,205 млрд долларов.
Интересно, что российские корпорации лидируют и в опубликованном UNCTAD списке компаний Центральной и Восточной Европы с наибольшими иностранными активами. На первом месте – ЛУКОЙЛ, что неудивительно, если вспомнить значительное количество нефтеперерабатывающих активов компании на Украине и в Румынии, а также вложений в розничные сети, от Восточной Европы до США. Следующие строчки в рейтинге занимают компании, работающие в сфере морских перевозок.
...Экономисты уповают на то, что отток российских инвестиций за рубеж – временное явление. «Учитывая то, что сейчас предвыборный год, не вижу ничего страшного, если будут расти российские инвестиции в Центральной и Восточной Европе, – сказал RBC daily экономист ИГ «АТОН» Алексей Воробьев. – В этот период бизнес становится заложником политических интриг, и крупный капитал будет использовать любую возможность уйти в «тихую гавань». В целом можно сказать, что за последние три года появились все предпосылки к возвращению ранее вывезенного капитала обратно в российскую экономику. «Просто в силу текущей политической конъюнктуры может наблюдаться временное увеличение оттока капитала за границу, – полагает он. – Но пройдет предвыборный год, политические риски снизятся, и отток капитала снова сменится притоком. Стабильность макроэкономической обстановки, снижение налоговой нагрузки, улучшение корпоративной этики – одни из немногих факторов, на которые снова обратят внимание инвесторы, после того как пройдут выборы в стране и улягутся политические риски».
Эксперты говорят, что притоку прямых иностранных инвестиций в Россию мешают все те же причины, что и раньше: неблагоприятные условия ведения бизнеса, политические риски и структурные проблемы экономики. «Настроения стратегических инвесторов находятся под влиянием тех событий, которые происходят вокруг ЮКОСа, – сказала RBC daily экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова. – Причем не потому, что они расценивают это как попытку подорвать бизнес ЮКОСа. Просто природа российского капитала может оказаться под вопросом: на каждого бизнесмена есть досье и компромат – весь вопрос в том, будет он пущен в ход или нет».
Прошел месяц, и «Независимая Газета» публикует статью под хлестким и не оставляющим сомнений заголовком - «Деньги бегут»:
«Премьер-министр Михаил Касьянов, недавно с гордостью заявлявший о притоке капитала в страну, судя по всему, поторопился. Как сообщает Центробанк, в только что закончившемся третьем квартале наблюдался чистый вывоз капитала частного сектора. Его объем составил 7,7 млрд. долл. - при том, что за весь прошлый год российские банки, компании и домохозяйства вывезли из страны 8,2 млрд. долл. Заместитель председателя Банка России Олег Вьюгин говорил на прошлой неделе, что "бегство" капитала связано со структурой прошлогодних заимствований компаний, многие из которых в это же время в 2002 году взяли на Западе кредиты со сроком возврата 1 год. Однако тот факт, что отток капитала начался именно в третьем квартале, на который пришлась атака правоохранительных органов на крупнейшую нефтяную компанию ЮКОС, скорее всего, говорит о лукавстве центробанковского руководителя».
И в дальнейшем автор статьи доказывает, что речь идет о тенденции к бегству капиталов из страны как ответе на действия власти против ЮКОСа:
«...За первые шесть месяцев (т.е. до «наезда» на ЮКОС – В.В.) в России впервые за долгое время наблюдался приток частного капитала, в основном за счет привлечения ресурсов банками. Его объем, по предварительным оценкам, составил 3,6 млрд. долл. Однако в третьем квартале банки же стали главными экспортерами финансов за границу. Чистый вывоз капитала банковским сектором составил 3,9 млрд. долл., и столько же вывезли нефинансовые организации и домохозяйства, вместе взятые. ...Если в 2002 году сальдо по этой статье составляло 6,1 млрд. долл., то за девять месяцев текущего года - 6,3 млрд. долл. Это говорит об увеличении объемов нелегально вывозимых за границу средств.
...По словам Олега Вьюгина, в четвертом квартале текущего года отток капитала из России "существенно сократится" благодаря новым заимствованиям российских компаний и стабильности на финансовом рынке. Но статистика последних лет показывает, что в четвертом квартале отток капитала, напротив, увеличивается. К тому же не имеющие ничего общего с законом действия правоохранительных органов в отношении компании ЮКОС и связанных с ней структур вряд ли увеличат доверие к России западных инвесторов. Тем более что Всемирный экономический форум, проведенный в Москве, не только не снял, но и усилил их сомнения относительно будущего российской экономики.
...Среди наиболее очевидных последствий - дальнейшее замедление экономического роста хотя бы в силу того, что предприятия предпочтут затормозить инвестиционную активность, а также сократить расходы на социальную сферу или рекламу и маркетинг. Иными словами, пострадают все: и работающее население, и пенсионеры, и СМИ, и бюджет (хотя бы потому, что налогов будут платить меньше)».
Коллегам из «Независимой Газеты» вторит сайт «Утро.Ру», поместивший статью «Побит рекорд утечки капитала»:
«...Можно даже не быть экспертом для того, чтобы связать отток капитала с атакой правоохранительных органов на "ЮКОС", пик которой пришелся как раз на начало третьего квартала года.
Дело "ЮКОСа" заставило западных инвесторов отказаться от вкладывания денег в российскую экономику, а отечественных в лишний раз убедило в том, что хранить деньги лучше за рубежом. По крайней мере, это касается средств, вырученных от экспорта».
Правда, завершает автор, Алина Калинина, свою статью более оптимистично: «Кстати, сам "ЮКОС", возможно, как раз привлечет в Россию западные капиталы, чтобы обезопасить себя – не первый день ходят слухи, что концерны Chevron Texaco и Exxon Mobil собираются приобрести за $11 млрд 25% акций компании».
«Увлеклись и забылись» - так назвали свой материал на рассматриваемую тему «Новые известия»:
«...Итоги третьего квартала этого года оказались неожиданными не только для ученых и экспертов, но и для Центрального банка. Как уже писали "Новые Известия", впервые за последние полтора года было зафиксировано массированное бегство капиталов из страны. Объем экспорта денежных средств, по данным ЦБ, составил 7, 7 млрд. долл. - почти столько же, сколько Россия потеряла за весь 2002 год. Тогда финансовые власти объясняли это неуверенностью инвесторов в завтрашнем дне, высокими уровнями политического риска и даже "эхом" августовского кризиса. Сейчас, когда в стране наблюдается стабильный экономический рост, укрепляются позиции рубля, такого "исхода" никто не ожидал. И поэтому срочно понадобилось найти виновного - то ведомство, которое ответило бы за неблагоприятные, с точки зрения динамики капиталов, итоги третьего квартала 2003 года.
Из Минфина на днях пришло известие о том, что "стрелочник" найден. Как и следовало ожидать, им оказался Центробанк: ведь именно эта структура, по идее, должна отслеживать процесс экспорта капитала и анализировать причины «бегства».
Приведя затем довольно объемный отрывок из уже упоминавшегося заявления Олега Вьюгина, газета представляет свой взгляд на истинные причины бегства капиталов:
«...На деле же, как подчеркивают независимые эксперты, инвесторов могли отпугнуть совсем другие факторы. Например, то, что российская экономика постепенно снижает темпы роста. Или то, что в правительственных коридорах намертво застрял проект реформы естественных монополий и "главной из них - газового гиганта "Газпром". Административную реформу поручили проводить самим чиновникам, и она, естественно, "умерла" в коридорах власти. А реформа ЖКХ, как недавно признался вице-премьер Александр Яковлев, еще даже не начиналась.
Есть и другие причины, которые косвенно или прямо сказываются сейчас на темпах оттока капитала из страны. Эксперты Центра макроэкономических исследовании аудиторской компании "БДО Юникон" связывают все происходящее со снижением норматива обязательной продажи валютной выручки, с частичным отказом от привлечения ссуд и займов из-за рубежа, а также с фиксацией нерезидентами прибыли, полученной от портфельных инвестиций в России.
Как заявил "НИ" руководитель Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, анализ ситуации не должен сводиться к примитивным объяснениям типа "во всем виноваты валютные спекуляции банков" или "во всем виновата кампанейщина вокруг итогов приватизации". "Банки и раньше зарабатывали деньги на рублево-валютных операциях, - подчеркивает эксперт. - Однако это далеко не всегда приводило к подобным результатам". По словам Николаева, есть, как минимум, одна причина, из-за которой капиталы снова стали предпочитать иностранные рынки. Российские компании видят, что экономика США и ЕС постепенно начинает оживать, и что инвестиции в них вновь приносят приличные дивиденды. А потому и выгоднее и спокойнее вкладывать средства в иностранные активы - особенно сейчас, когда Россия вступает в "горячий" предвыборный период и когда неизвестно, будут ли продолжены экономические реформы».
«...Сейчас иностранные инвесторы только и делают, что обсуждают последние данные российского платежного баланса, согласно которым чистый вывоз капитала частным сектором в третьем квартале составил $7, 7 млрд. В странах вроде России такая статистика побуждает иностранцев (и русских) спасать свои доллары». – утверждает в статье «Россия растеряла доллары» газета «Коммерсантъ».
Газета проводит краткий анализ финансового положения страны и приходит к выводу, что никаких особых экономических причин для бегства капиталов из России не было:
«...Собственно говоря, и с прямыми инвестициями в России было не так уж плохо - они за девять месяцев составили $3, 9 млрд. Конечно, несравнимо меньше китайских и даже американских (за прошлый год соответственно $54 млрд и $30 млрд), но все же заметно больше российских $2, 1 млрд в январе-сентябре прошлого года».
Конкретно же о причинах бегства капиталов «Коммерсантъ» предпочитает говорить иносказательно:
«...О причинах бегства аналитики и сами иностранные инвесторы высказывали разные мнения: не то российские заемщики решительно вернули долги, не то иностранцы и русские вдруг сочли дальнейшее ведение бизнеса в России неприбыльным и непривлекательным со стратегической точки зрения. Однако история восточноазиатских стран 1997 года и России 1998 года показывает, что иностранные инвесторы весьма трепетно относятся к состоянию платежного баланса: если в страну приходит очень много долларов, добавляют свои, а если доллары уходят, присоединяются к бегущим».
В итоге ясно одно – деньги покидают Россию, и это наносит стране всем понятный ущерб. Неясно другое – поймут ли люди, чьи действия привели к бегству капиталов, что пора остановиться.
Обзор подготовил Владимир Володин