Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Лелеять малый бизнес. А как?

Не успели мы опубликовать мнение одного из ведущих экспертов по малому бизнесу Юрия Симачева о том, что правительственные меры поддержки малого бизнеса вызывают у него сомнения, как этот вопрос вновь оказался в центре внимания. Премьер-министр Михаил Касьянов на очередном заседании кабинета министров заявил: «Малый бизнес – это рабочие места, диверсификация экономики, создание, расширение и укрепление среднего класса, а значит и социально-политической стабильности в стране». Отечественные СМИ сразу же отреагировали, посвятив этому событию целый ряд статей.

«Касьянов призывает «лелеять малышей»- так назвала свой материал на сайте «Утро.Ру» (17-10) Мария Трифонова:

«Правительство РФ озаботилось проблемами малого бизнеса. ...»Большая экономика» начинается с малого предпринимательства. Самые крупные и успешные на сегодняшний день компании были когда-то всего лишь небольшими кооперативами, и «их успех сегодня заключается в том, что они имеют тысячи сделок с малыми предприятиями, – считает Касьянов. Именно малый бизнес, по словам главы кабинета министров, играет ключевую роль в развитии экономики. Поэтому «малышей нужно холить и лелеять», – заявил премьер.

Для начала правительство намерено изменить критерии, согласно которым предприятия будут причисляться к категории малых и средних, сообщил журналистам руководитель МАП Илья Южанов. Если разработанная его ведомством схема будет реализована, компании с количеством штатного персонала менее 10 человек и годовым оборотом не более 15 млн. рублей будут называться микропредприятиями. Предприятия с числом работающих до 100 человек должны считаться малыми. Для последних ограничений по годовому обороту не предполагается. К средним будут причисляться фирмы с количеством работников до 250 человек и с годовым оборотом до 500 млн. рублей. На сегодняшний день в нашей стране на ниве малого предпринимательства трудятся 13 млн. граждан – 17% от общего числа работающих россиян. Вместе они производят до 20% ВВП страны.

Основной проблемой малого бизнеса Касьянов назвал административные барьеры, что, в общем-то, и так хорошо известно. Кроме того, малому бизнесу, так же, как и большому, для нормальной жизнедеятельности необходимы низкие и стабильные налоги, доступ к производственной инфраструктуре и финансовым ресурсам. В частности, как сообщил Южанов, в бюджете 2004 г. на поддержку малого бизнеса выделено 3 млрд. рублей. Он также рассказал журналистам о том, что кабинетом министров рассматривается возможность привлечения $300 млн. в виде займа МБРР для развития малого бизнеса. "Я поддерживаю этот проект, поскольку экономически не очень разумно отказываться от такого дешевого предложения", – подчеркнул глава МАП».

Одним из авторов последнего предложения был глава Торгово-промышленной Палаты Евгений Примаков. Вот, как освещает его роль в состоявшемся событии «Независимая Газета» («Правительство позаботится о «малышах», 17-10):

«...Впрочем, заботу о российском малом предпринимателе проявляет не только отечественное правительство, но и Запад. Как рассказал журналистам глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предлагает России кредит в 300 млн. долларов именно для поддержки малого бизнеса. При этом выделенные деньги окажутся "значительно длиннее и дешевле", чем те, которые собирается предложить кабинет министров. Если деньги, выделяемые правительством, предприниматели смогут получить максимум на три года и приблизительно под 20% годовых, то кредит МБРР дается на 17 лет и всего под 1,5% в год. "Я не понимаю, почему мы не берем эти деньги", - сказал Евгений Примаков. Как сказал глава ТПП, сомнения в необходимости этого кредита выражает Минфин. Кроме того, ТПП предложила правительству установить верхний предел совокупного налогообложения для малых предприятий в размере 20% от их доходов. По нынешним же нормам малые предприятия вынуждены отдавать в казну больше 30%.

Доработанные предложения по малому бизнесу должны быть представлены в правительство до 1 декабря».

Увы, не все журналисты настроены мажорно. Каха Кахиани в статье «Живите, как сможете» («Новые Известия», 17-10) излагает иную точку зрения. О ней говорит уже подзаголовок статьи - «Правительство не решилось помочь малому бизнесу»:

«Вчера правительство обсуждало, чем помочь малому бизнесу. Выяснилось, что кроме 3 млрд. рублей, которые должны быть выделены для предоставления гарантий по кредитам, министры не готовы дать ничего. Впрочем, и за эти деньги развернулась нешуточная борьба между вице-премьерами.

В сфере малого бизнеса сегодня трудятся 13 млн. россиян, а производит он до 20% национального ВВП. Это ничтожно мало по сравнению с Европой и США, где на долю малых и средних предприятий приходится примерно половина ВВП.

...Вчера правительство пыталось найти хоть какой-то выход из этой «патовой» ситуации. Выступивший с докладом министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов возложил всю ответственность за «консервацию» малого бизнеса на само государство. По его мнению, правительство выделяет на поддержку малых и средних предприятий слишком мало средств. К тому же законы, регулирующие их деятельность, несовершенны, а у муниципальной и федеральной власти нет единого подхода к решению этой проблемы. О том, что правительство пытается свернуть даже небольшой «челночный» бизнес, который кормит десятки тысяч российских граждан, Южанов умолчал. Однако известно, что совсем недавно Минэкономразвития внесло в кабинет министров предложение, резко (с 2000 до 500 долларов) снижающее сумму, на которую российские граждане могут ввезти товары в страну беспошлинно.

Глава МАП не ограничился только критикой. Он внес радикальные предложения по «спасению утопающих», предложив считать малыми предприятиями все компании, где работают менее 100 человек. Кроме того, он высказался за то, чтобы увеличить сумму годового оборота, до которой применяется упрощенное налогообложение, с нынешних с 15 млн. до 100 млн. рублей. И, наконец, антимонопольное ведомство предложило выделить из бюджета 2004 года 3 млрд. рублей на предоставление гарантий по кредитам малому бизнесу через Российский банк развития (РБР).
Вот за «дележ» этих 3 млрд. рублей на заседании правительства и развернулась нешуточная борьба. Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что он готов рассматривать вопрос выделения помощи малым предприятиям, но только при условии тендерного распределения средств. «Почему РБР на нас действует так магически? Внешторгбанк тоже государственный. Кому-то нравится РБР, кому-то Внешторгбанк, давайте это обсудим», – возмутился Кудрин. На защиту РБР поднялся вице-премьер Борис Алешин, может, потому, что он одновременно является главой наблюдательного совета этого банка. Разнимать главных оппонентов – Алешина и Кудрина – пришлось уже Касьянову.

...Неожиданно в дискуссию включился министр труда и социального развития Александр Починок, который стал критиковать другие инициативы Южанова. По его словам, «барьер» в 100 млн. рублей, до которого предлагается поднять планку упрощенного налогообложения, является явно завышенным. Впрочем, похоже, что Починок разволновался слишком рано: правительство явно не склонно предоставлять малым предприятиям новые налоговые послабления. Выступивший вслед за Починком министр по налогам и сборам Геннадий Букаев заявил, что и имеющихся вполне достаточно. Компании малого бизнеса, по его словам, заполняют не десять деклараций, а всего две. А говорить о том, что необходимо увеличивать верхнюю планку по применению «упрощенного налогообложения», преждевременно, так как еще даже не проанализированы результаты нынешней системы налогообложения на малый бизнес. Букаева в этом споре поддержал глава Минэкономразвития Герман Греф, которому планка в 100 млн. рублей тоже показалась слишком высокой. В итоге Южанову не оставалось ничего, кроме как сдаться на милость победителям. «100 млн. рублей, пожалуй, многовато, можно ограничиться 30–40 млн.», – признал он. Так что «поблажек» от правительства малый бизнес вчера так и не дождался».

Зато малый бизнес практически тут же дождался «подарка» от МНС. Как сообщили «Ведомости» («Не торопиться», 21-10):

«...Ведомство Геннадия Букаева издало письмо, которое запрещает переходить на вмененный налог розничным торговцам, принимающим от клиентов банковские карты. Однако в соответствии с Налоговым кодексом такая возможность появится у малого бизнеса лишь с нового года, а предписание МНС при этом автоматически потеряет силу.

В распоряжении "Ведомостей" оказалось письмо Министерства по налогам и сборам от 4 сентября 2003 г. Оно предписывает отказывать розничным торговцам в уплате вмененного налога с безналичных расчетов. Предприятия, принимающие в оплату банковские карты, должны платить налоги в полном объеме или вести раздельный учет по наличным и безналичным операциям и платить налоги по двум системам одновременно.

Глава Налогового кодекса о налогообложении малого бизнеса, призванная облегчить фискальное бремя для "маленьких", вступила в действие с 1 января 2003 г. В соответствии с ней предприятия и индивидуальные предприниматели, ведущие определенные виды деятельности, могут вместо шести основных налогов (подоходный, налоги на прибыль и имущество, налог с продаж, НДС и ЕСН) уплачивать единый налог на вмененный доход. Выбравшее "вмененку" предприятие платит 15% от потенциально возможного дохода, который рассчитывается по специальной формуле в зависимости от прибыльности конкретного бизнеса.

...Из-за оплошности законодателей описываемый в письме МНС порядок еще с 1 января 2003 г. зафиксирован в Налоговом кодексе. "Вместо упрощения процедуры уплаты налогов, о котором говорило правительство, получилось все наоборот", - возмущается владелец магазина женской одежды Георгий Комаров. "Магазины стали в массовом порядке отказываться от услуг банков по эквайрингу пластиковых карт, иначе им бы пришлось платить налоги в полном объеме", - рассказывает исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин. Необходимые поправки зампред думского бюджетного комитета Сергей Штогрин внес еще в мае. В июле они были подписаны президентом. Новая норма, разрешающая переходить на вмененку предприятиям розничной торговли, которые принимают не только наличные, но и банковские карты, вступит в действие с 1 января 2004 г.

..."Мотивы [издания предписания] совершенно непонятны, ведь оно только фиксирует существующий порядок и скоро все равно потеряет силу", - недоумевает Штогрин. По мнению руководителя налогового комитета организации малого бизнеса "ОПОРА России" Александра Паперно, "это требование [запрещающее переход на вмененку при безналичных расчетах] с самого начала было незаконным".

Вот так «лелеют» федеральные ведомства наш малый бизнес. Радуйтесь, «малыши»!


Обзор подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости