Арест Михаила Ходорковского стал в последние дни ведущей темой большинства российских и многих зарубежных изданий. Как же видят последний конфликт российской власти и бизнеса зарубежные журналисты?
«Переговоры с нефтяной компанией «ЮКОС» приостановлены в связи с арестом ее главы», - заявила 27 октября английская "The Financial Times":
«...Переговоры о слиянии компании "ЮКОС" с конкурирующими компаниями "ExxonMobil" и "ChevronTexaco" временно приостановлены до выяснения судьбы Михаила Ходорковского, главы "ЮКОС", который был арестован в конце недели. Обе американские компании по-прежнему заинтересованы в этой сделке и в ожидании решения вопроса с арестом г-на Ходорковского продолжают анализировать свои шансы. "Данная сделка состоится, вопрос в том, когда", - сказал один из тех, кто посвящен в переговоры. Полагают, что переговоры с компанией "ChevronTexaco" достигли более продвинутой стадии, чем переговоры с "ExxonMobil".
По информации знающих людей, "ChevronTexaco" намерена создать с "ЮКОС" партнерскую структуру. Она также изучает возможность обмена авуарами с тем, чтобы получить доступ к запасам нефти и природного газа России. "ExxonMobil", якобы, хочет при любом варианте слияния иметь более сильный контроль, намереваясь приобрести до 40% акций "ЮКОС".
Однако быстрое заключение сделки маловероятно, пока г-н Ходорковский остается за решеткой. По заявлению Антона Дреля, адвоката г-на Ходорковского, ему предъявлены не только уголовные, но и "политические" обвинения. Г-н Дрель сообщил, что в числе семи уголовных обвинений против богатейшего человека страны по-прежнему фигурируют мошенничество и уклонение от уплаты налогов на сумму 1 млрд. долл. США».
Куда резче сдержанных англичан оказались наши друзья немцы. «Ходорковский за решеткой» ("Die Welt", 27 октября ):
«Это было демонстрацией силы, то что показали всем в прошедшие выходные российские блюстители законности, к числу которых относятся также и спецслужбы: смотрите, мы доберемся до каждого, кто проявляет непокорность по отношению к государственной власти.
Не будь все так серьезно, можно было бы лишь посмеяться над тем, с какой жесткостью действовали агенты спецслужбы, чтобы арестовать одного единственного гражданского человека. Но все серьезно, так как речь идет о том, а как же обстоят дела с правами в правовом российском государстве.
Миллиардер Михаил Ходорковский возглавляет нефтяной концерн «ЮКОС», крупнейшее предприятие России. Если хотите, оно жемчужина России. Россиянин, конечно, сколотил свое состояние в те времена, когда правила, договоры и законы были не дороже той бумаги, на которой они печатались. Неожиданно появившееся у Генеральной прокуратуры подозрение, что, мол, Ходорковский несколько подмочил свою репутацию в те дикие девяностые годы, когда в России шла приватизация, могут быть не далеки от истины.
Однако это для российской юстиции редко становилось поводом для принятия решительных мер. Новых богатых, таких, как Ходорковский, пусть и не столь успешных, в империи Владимира Путина - тысячи. Им, как правило, припоминают все только тогда, когда они вступают в конфликт с интересами с власть предержащими. В случае с Ходорковским это были политические амбиции молодого миллиардера, которые мешали людям из Кремля. Его попытка поддержать оппозиционные партии правого и левого спектра для создания противовеса в Думе явилась для его высочества оскорблением и заслуживала наказания. Лишь поняв это, прокуроры с высочайшего благословения обратились к своим архивам и открыли охоту. Из этого следует очевидный вывод: России до демократического правового государства еще далеко».
Не отстает от коллег и автор "Berliner Zeitung":
«...Все говорит в пользу того, что российский миллиардер Михаил Ходорковский был арестован по указанию президента Владимира Путина. В частности, не за сомнительные дела в сфере экономики, которые превратили главу нефтяного концерна «ЮКОС» в богатейшего человека мира. И не в связи с обвинениями в мошенничестве и неуплате налогов. Это в России считается делом джентльмена, если занимаются этим правильные люди.
Нет. Путин обеспокоен тем, что бывший комсомолец Ходорковский может стать для него опасным в политическом плане. Дело в том, что тот поддерживает из своих почти неограниченных средств оппозицию. И, тем самым, может помешать людям Путина на парламентских выборах, предстоящих в декабре, и лично главе государства на президентских выборах в марте следующего года.
Одним словом, Путин пользуется услугами органов юстиции, чтобы образумить своего противника. Это является характерным для властителя, который без всякого стыда заставляет фальсифицировать результаты выборов, как это было недавно в Чечне, не хочет ничего знать о правах человека, воюя с террористами, и насильственно приобщает к своей идеологии средства массовой информации и учреждения, занимающиеся исследованием общественного мнения.
...А не напомнить ли блюстителям западных ценностей своему соратнику о содержании этих понятий? Не для того, чтобы защитить интересы вызывающего подозрения Ходорковского. В интересах людей в России. И в интересах их собственной уверенности в себе».
«За что упрятали за решетку богатейшего человека России?» - спрашивает английская "The Independent".
«Москва, 27 октября 2003 года. Вчера богатейший человек России Михаил Ходорковский проснулся с четырьмя другими подследственными в общей камере московского следственного изолятора (СИЗО) "Матросская Тишина", который пользуется печальной известностью за свою антисанитарию и перенаселенность. Ему предъявлены обвинения в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов и краже государственного имущества. Ожидается, что он проведет здесь, как минимум, два предстоящих месяца. В "Матросской Тишине", которая рассчитана на 2500 заключенных, в настоящее время содержатся 3500 человек. Там процветают туберкулез, СПИД и гепатит».
"The Wall Street Journal" (США) вопросов не задает. Его автор Джеффри Смит заявляет сразу: «Закон и порядок - российский стиль»:
«Представляется, что предъявленное г-ну Ходорковскому обвинение в уклонении от уплаты налогов базируется на документах, которые он - как и все остальные олигархи, заключившие 4 года назад соглашение с г-ном Путиным, согласно которому тот якобы обещал не вспоминать об их неблагородных поступках в прошлом в обмен на хорошее поведение в будущем - подготовил в процессе перевода своих богатств из "серой" в "прозрачную" зону бизнеса. Можно было бы назвать это нарушением обещания со стороны г-на Путина, но недоброжелатели г-на Ходорковского говорят, что он первым нарушил договоренность, начав чересчур активно поддерживать политические партии.
...Как способ держать в узде класс населения, которому г-н Путин предпочитает не доверять, это достойно восхищения. Однако ничто из этого не служит оправданием многочисленных нарушений законности, которые чуть ли не ежедневно допускают сотрудники правоохранительных органов. Каковы бы ни были мотивы кампании против "ЮКОС", молчаливое принятие в течение многих месяцев одного превышения служебных полномочий за другим со стороны прокуроров неизбежно и вполне обоснованно вредит имиджу России за рубежом. Есть определенный гротеск в том, как людей заставляют считать, что все, кто связан с "ЮКОС", преступники, тогда как вне "ЮКОС" никто преступником не является. Из всей критики в адрес кредитно-рейтинговой фирмы "Moody's Investor Service" за ее преждевременное повышение рейтинга России в сфере внешних заимствований ничто не является столь серьезным, как практически полное отсутствие в стране нормально функционирующей судебной системы».
Но, надо сказать, самыми жесткими критиками оказались французы. «Зуд самовластия» назвала статью о российских делах «Liberation»:
«Чем дальше, тем больше российские лидеры походят на своих предшественников. Зуд самовластия, передавшийся в свое время от царизма к сталинизму, снедает теперь Путина. С такой же легкостью, с какой он перешагнул через избирательное законодательство и практически свел на нет свободу СМИ, он ликвидирует символы власти, которая ему не подчинялась, - олигархов. Разумеется, то, что Ходорковский ночует в тюремной камере, результат действий прокуратуры. Но, говоря мягко, в 2003 году российская юстиция еще должна доказать свою независимость».
Прошли сутки, и 28 октября «The Times» обращается уже к последствиям случившегося в статье «Арест магната может обернуться против Путина и его президентства»:
«Президент Путин совершил редкую ошибку, разрушительную для процветания России и, может быть, для собственного политического будущего.
Не удивительно, что в ответ на арест Михаила Ходорковского, главы нефтяного гиганта ЮКОС и самого богатого человека России, рынок российских акций вчера упал более чем на 14%. Это привело к резкой остановке троекратного роста нынешнего года, сделавшего Россию фавориткой среди модных в финансовом мире "новых рынков".
Это ощутимое падение является запоздалым ответом на висящий над Россией вопрос. Арест - это его символ, но не причина. Не стал ли Путин заложником сторонников жесткой линии, своих бывших коллег по КГБ, которых он привел в правительство? Может быть, российский инвестиционный климат холоднее, чем казалось?
В настоящий момент представляется, что на оба вопроса можно ответить утвердительно.
...До ареста никто не ожидал, что оппозиционные партии получат возможность серьезного влияния, теперь, на волне антикремлевских настроений, они могут получить таковое.
Еще серьезнее то, что арест и падение рынка могут умерить аппетиты инвесторов. Движущей силой подъема российского рынка являются как иностранные инвестиции, так и возвращение российского капитала. Привлекательность уже считали непомерно раздутой: в сентябрьском аналитическом обзоре Всемирный банк предупредил, что экономика России чувствительна к падению цен на нефть.
Путин, подстрекаемый кремлевскими ястребами, которые слишком боятся Ходорковского, мог недооценить влияние ареста на имидж России на Западе и среди инвесторов. Этот арест может оказаться шагом, подрывающим основы его президентства».
Об экономических последствиях ареста Ходорковского пишет и немецкая "Sueddeutsche Zeitung" в статье «Холодный душ для инвесторов, испытывающих эйфорию по поводу России»:
«До прошедшего понедельника казалось, что о том финансовом кризисе, который Россия пережила пять лет назад при президенте Борисе Ельцине, можно забыть. В частности, иностранные инвесторы тоже понесли миллиардные убытки, когда индекс РТС опустился к концу 1998 года до уровня ниже 40 пунктов. Но с приходом преемника Ельцина Владимира Путина снова начался экономический рост, выросло доверие инвесторов.
Однако теперь оказалось достаточно одного единственного сообщения, чтобы инвесторы в очередной раз потянулись с российского рынка ценных бумаг: сообщения об инициированном Путиным аресте Михаила Ходорковского, самого богатого человека России и главы нефтяного гиганта «ЮКОС».
В утренние часы вчерашнего дня, в течение нескольких минут, курс акций «ЮКОСа» рухнул на 20 процентов, только временное прекращение торгов позволило остановить падение курса ценных бумаг концерна. Многие аналитики опасаются, что об эйфории иностранных инвесторов по поводу России, а также о росте российской экономики придется пока позабыть.
Это «постыдный удар» в деле развития России, прокомментировал арест нефтяного магната главный экономист компании «Объединенная финансовая группа» (UFG) в Москве Кристофер Гранвилл (Christopher Granville).
«В проигрыше оказались все», включая и президента Путина. В частности, для самого процесса инвестирования непосредственной угрозы пока нет. «Однако с инвестициями и экономическим ростом может быть, в конечном счете, покончено, если политический кризис не будет взят под контроль», - предупреждает аналитик».
И уж совсем глобальный вывод делает автор статьи «Россия: Смерть капитализма» в "Handelsblatt".
«Надо отдать должное мужеству Михаила Ходорковского. Он понимал, что будет арестован и, тем не менее, не бежал тайком из страны, как другие крупные предприниматели, попавшие в немилость режима. Мужество нефтяному магнату понадобиться и в будущем, так как в тюрьме его будут подвергать шантажу до тех пор, пока он не откажется от своего предприятия «добровольно». В эпоху Путина есть примеры и такого. Глава «ЮКОСа» будет противиться этому и все время требовать открытого судебного процесса. Но власть тьмы, постепенно захватившая снова рычаги управления в свои руки, боится света.
Запад поэтому должен открыто заявить о своей позиции, поскольку речь идет о выживании в России демократии и рыночной экономики. Вчерашний обвал курса акций российских компаний и сокращение инвестиций явилось лишь первым симптомом недоверия со стороны местных и иностранных инвесторов политике Путина. Друзья Шредер (Schroeder), Блэр (Blair) и Буш (Bush) обязаны теперь открыто сказать своему товарищу из Кремля, что они хотят иметь Россию в качестве партнера только в том случае, если громадная страна возвратиться на путь демократии и свободы.
Но критикуя Россию, европейцы и американцы не должны в очередной раз действовать вразнобой из-за того, что являются конкурентами в борьбе за российские нефть и газ. России должны быть поставлены четкие условия, чтобы то, что писала вчера газета «Известия», оказалось неправдой: «В России во второй раз умер капитализм. В первый раз в результате большевистской Октябрьской революции 7-го ноября 1917 года и во второй раз 25-го октября 2003 года», когда был арестован образцовый предприниматель Ходорковский».
Трудно сказать, как реально подействует история с ЮКОСом на отечественную экономику, но резко отрицательное отношение западных СМИ не может не сказаться. На Западе своим газетам доверяют, а потому отношение каждого конкретного бизнесмена из Европы или США к конкретным российским партнерам может измениться. И до какой степени, мы не бреемся предсказать. Но в проигрыше окажутся не только олигархи.
Обзор подготовил Владимир Володин