Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Обзор СМИ

«Выдающиеся» идеи по поводу поддержки, а особенно контроля бизнеса возникают в головах нашей бюрократической элиты с удручающей регулярностью. Идея введения спецсчетов для НДС потрясла бизнес-сообщество сразу. Кто только ни пытался объяснить господам из Минфина и МНС, что ничего хорошего из их затеи не выйдет, увы, все без толку.

В последний месяц тема НДС-счетов вновь выплеснулась на страницы СМИ.

«Российская экономика испытает шок» - под таким заголовком дала свой комментарий «ГАЗЕТА.РУ» (3 декабря):

«Минфин и МНС представили в правительство совместный законопроект о введении НДС-счетов. В Минэкономразвития подвергли эту идею критике и заявили: «Введение НДС-счетов повергнет российскую экономику в шок, а часть малых и средних предприятий может и вовсе погибнуть».

Суть законопроекта в том, что каждый налогоплательщик будет обязан помимо расчетных счетов открыть в банке хотя бы один НДС-счет. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов отметил: «Система НДС-счетов, конечно же, потребует выполнения определенных контрольных функций от банков, поэтому планируется внести соответствующие изменения в банковское и гражданское законодательство РФ».

…Сейчас предприятия имеют возможность в течение нескольких недель распоряжаться средствами, перечисленными на их счета другими предприятиями.

И правительство признает, что введение НДС-счетов повлечет за собой уменьшение оборотных средств предприятий - они не смогут распоряжаться средствами, которые будут на их НДС-счета, поэтому планируется принять ряд компенсационных мер.

В частности, предполагается отмена уплаты НДС с авансовых платежей по экспортным операциям, упрощение возмещения НДС экспортерам и изменение порядка возмещения НДС при капитальном строительстве.

Замминистра финансов Шаталов, не сомневаясь в успехе нового законопроекта, заявил, что НДС-спецсчета могут быть введены с 1 сентября 2004 года (ранее называлась другая дата - 1 июля 2004 года). Но замминистра экономического развития Аркадий Дворкович ответил коллеге: «Минэкономразвития РФ не считает введение НДС-счетов эффективной мерой. Опыт Болгарии по введению НДС-счетов пока не доказал эффективности введения этой меры».

В пресс-службе господина Дворковича комментируют свою позицию так: «Бизнесмены будут против этого закона, так как им придется тратить лишние деньги и отдавать их государству. Если закон будет принят, пострадает потребитель: повысятся цены на товары».

Господин Дворкович предлагает «сконцентрироваться на более традиционных методах налогового администрирования и увеличении налогооблагаемой базы: снижение единого социального налога и налога на добавленную стоимость без снижения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли».

Рабочая группа Минэкономразвития заявила: после введения спецсчетов НДС Россия может столкнуться с 20-процентной инфляцией, резким удорожанием банковских кредитов и сокращением инвестиций.

Аналитик РБК Владимир Сидорцов… назвал закон о НДС-счетах «экзотичным» и «драконовским». По его мнению, Минфин и МНС сейчас очень спешат с новыми законопроектами, не дождавшись результатов действия уже принятых законов. Сидорцов считает, что закон о НДС-счетах не позволит предприятиям свободно использовать собственные средства: «оборотные средства морозятся на НДС-счетах. (В настоящее время предприятия имеют возможность в течение нескольких недель распоряжаться средствами, перечисленными на их счета другими предприятиями)». …Аналитик полностью согласен с А. Дворковичем в том, что «в новом законопроекте больше минусов, чем плюсов».

Однако, представители Минфина и МНС, судя по всему, ведут себя, как герой известной песни Высоцкого: «Если я чего решил, выпью обязательно». Они готовы пойти на уступки в других вопросах, но любимое уродливое детище протащить любой ценой, например, изменяя законодательство.

10 декабря «Коммерсантъ» обнародовал сенсационную новость - «Правительство готово радикально снизить ставку НДС»:

«Вчера председатель правительства Михаил Касьянов провел заседание Совета по предпринимательству, членами которого являются как ведущие члены кабинета министров, так и ряд известных предпринимателей. Обсуждали план работы на 2004 год и необходимость введения специальных НДС-счетов. Решение приняли сенсационное: если правительство все же введет НДС-счета, то в качестве компенсации будет радикально снижена ставка НДС. Представители бизнеса в совете попросили до 13%.

…Члены совета собрались прежде всего для того, чтобы раскритиковать законопроект Минфина и МНС о введении специальных НДС-счетов, на которых будут заморожены суммы для уплаты этого налога (напомним, что 2 октября эта тема обсуждалась на заседании правительства).

«Докладывать будет ваш любимый первый заместитель министра финансов Сергей Дмитриевич Шаталов!» – представил первого выступающего Михаил Касьянов. Члены совета наверняка вспомнили популярный исторический анекдот о Реме Вяхиреве, бывшем главе «Газпрома». «Любим мы наш Минфин,– говаривал он,– любим, плачем, но любим!».

Сергей Шаталов нарисовал апокалиптическую картину – скоро из-за мошенничеств с возвратом НДС реальные его поступления в бюджет окажутся на нуле. Иными словами, сколько предприниматели сдадут его в казну, столько же и заберут. А может быть, даже и напрямую ограбят бюджет на крупную сумму. В последние годы, по словам первого замминистра, фирмы-однодневки, специализирующиеся на отъеме НДС у государства, размножаются с геометрической прогрессией. Единственный выход – НДС-счета, деньги с которых предприниматели могут переводить только по двум адресам: в бюджет и поставщикам для уплаты их доли НДС. Правда, "любимый замминистра" все же признал, что у законопроекта Минфина есть минусы. Например, в течение года будет заморожено до 100 млрд рублей. В результате предприятиям придется брать кредиты для пополнения кассового разрыва. По подсчетам Минфина, на их обслуживание уйдет порядка 15-18 млрд рублей. Для компенсации этих не таких уж больших, как считают авторы законопроекта, потерь Сергей Шаталов предложил исключить из налогооблагаемой базы расходы на авансовые платежи, быстрее возвращать экспортный НДС, а также НДС, взимаемый при капитальном строительстве.

Доклад Шаталова большинству членов совета явно не понравился. "Знаем, кому выгодны НДС-счета,– вмешался в дискуссию Теймураз Боллоев, гендиректор «Балтики»,– Минфину и банкам!» Его не менее эмоционально поддержал Каха Бендукидзе, глава «Объединенных машиностроительных заводов»: «В Минфине считают в свою пользу. Бизнес недосчитается не 15 млрд, а всех 200 млрд!» После чего он привел свой расклад цифр. Только на наем дополнительного персонала, который будет обсчитывать новые платежки, по словам господина Бендукидзе, придется потратить до 100 млрд рублей в год. Но Минфин, по расчетам Кахи Бендукидзе, пытается разорить не только частный бизнес, но и всю денежно-кредитную систему страны. Сумма замороженных денег может составить до 9% от денежной массы, а для финансового краха достаточно чуть более 6%. И предложил вообще отменить НДС, если МНС не может его собирать.

…Бизнесмены–члены совета предложили свой вариант радикальной компенсации – снизить НДС до 13%. Ошарашенный Алексей Кудрин, не назвав своей цифры, все же согласился обсудить темпы снижения НДС.

Точку в обсуждении НДС-счетов поставил Михаил Касьянов. Премьер предложил Минфину, МНС, Минэкономразвития и РСПП достичь компромисса до февраля будущего года, чтобы на очередном заседании Совета по предпринимательству найти хоть какое-нибудь решение».

После выступлений сторон в этой дискуссии, а главное – резюме премьер-министра о «хоть каком-нибудь решении», поневоле начинаешь думать, что мы становимся свидетелями нового проявления бюрократической шизофрении. Сначала вносится опасный проект, способный только ухудшить экономическую обстановку в стране, а затем, отстаивая честь мундира, ведомства, его подготовившие, вообще теряют всякое понятие о здравом смысле. Во всяком случае, в СМИ у НДС-счетов с защитниками оказалось совсем плохо.

«В «налоговый ад» заманивают скидками» - Интернет-газета «РБК-Дейли» (11 декабря) именно так назвала статью об уже известном нам заседании Совета по предпринимательству при Кабинете министров:

«…Премьер Михаил Касьянов пообещал, что бизнес понесет «нулевые издержки» от запланированного на будущий год введения так называемых НДС-счетов. Под этим подразумевалась, впрочем, «разумная компенсация» потерь предприятий, вызванных усилением налогового администрирования, в качестве которой могло бы выступить снижение ставки НДС. Глава российского Минфина Алексей Кудрин, в принципе не возражавший против обсуждения вопроса о ставках, на следующий день озвучил условия, на которых налоговое бремя может быть сокращено. Они, увы, не избавляют бизнес от потерь.

«Я считаю возможным пойти на дальнейшее снижение НДС уже в 2005 году, – заявил Алексей Кудрин. – В случае введения НДС-счетов и их успешного применения ожидается увеличение доходов федерального бюджета. Мы считаем, что получим дополнительные суммы [налоговых поступлений] в бюджет, и на эту сумму мы готовы снизить ставку».

Напомним, что российское правительство в целом одобрило введение НДС-счетов и счетов-фактур в электронном виде для налогоплательщиков. Этот шаг, о котором сообщил глава МНС Геннадий Букаев, можно считать крупной победой налоговиков, поддержку которым оказал Минфин. Суть идеи состоит в том, чтобы обязать всех экономических агентов открывать в банке в дополнение к расчетному счету специальный так называемый НДС-счет, предназначенный исключительно для зачисления сумм налога на добавленную стоимость. Средства с него можно будет использовать только для расчетов с бюджетом или для осуществления взаимозачетов по НДС с контрагентами. В последнем случае денежные суммы также будут поступать на НДС-счета. В идеале весь объем НДС в России будет проходить только через спецсчета, что, по мнению авторов идеи, делает неприменимыми известные схемы минимизации налоговых платежей.


По оценкам Минфина, введение специальных счетов для расчетов по НДС принесет бюджету-2004 дополнительно около 30 млрд руб. Если учесть, что эта сумма будет собрана за полгода, то годовой объем дополнительных доходов позволит снизить ставку налога на добавленную стоимость приблизительно на один процентный пункт. Бизнес это вряд ли устроит.
Во вторник на Совете по предпринимательству бизнесмены высказались за «кардинальное» снижение ставки НДС. Такое предложение выдвинул глава IBS Анатолий Карачинский. А президент «Балтики» Таймураз Боллоев озвучил и вполне конкретную цифру. По его мнению, чтобы компенсировать дополнительные издержки бизнеса, ставку НДС нужно уменьшить до 13%.


Однако Алексей Кудрин, судя по его заявлению, не готов идти навстречу отечественным предпринимателям. Из его слов следует, что финансовое ведомство, которое правильнее было бы переименовать в фискальное, пойдет на уступки лишь в тех пределах, в которых казна получит добавочную выгоду. И то лишь постфактум».

Однако, как говорили во времена первоначального накопления капитала и отчаянной фискальной политики отечественные бизнесмены: «Там наверху две сотни чиновников придумывают, как всех ущучить, а у нас, внизу, миллионы людей соображают, как их обойти. Перевес всегда за нами». Вот и на этот раз, не успели федеральные ведомства сойтись во мнении, как ввести НДС-счета, а газета «Ведомости» (19 декабря) уже публикует статью «Лазейка для «маленьких» с подзаголовком «Малый бизнес может избежать введения спецсчетов НДС»:

«…Вчера на созванной по инициативе движения "ОПОРа России" конференции представители малого бизнеса пытались убедить чиновников из МНС в том, что введение спецсчетов не оставит бизнесменам возможности заниматься легальным предпринимательством. Дело в том, говорит руководитель налогового комитета "ОПОРы" Александр Паперно, что у "маленьких" после изъятия части средств на НДС-счета возникнет постоянная нехватка денег. Если компания взяла банковский кредит в 120 руб. на закупку товара для последующей перепродажи, реализовав его за 130 руб., она получит на свой расчетный счет только 104 руб., хотя для возврата кредита нужны как минимум 120 руб., рассуждает Паперно. «Для олигархов с их оборотами это может показаться мелочью, а малый бизнес остро почувствует нехватку денег», - говорит предприниматель. Чтобы рассчитаться с банком, на расчетном счете компании должны оказаться сумма кредита и начисленные проценты, говорит Паперно. По его расчетам, эффективная ставка 14-дневного кредита в годовом исчислении в этих условиях вырастет до 540%. «Остается выбор - либо обанкротиться, либо уйти в тень», - констатирует бизнесмен. «Добросовестные налогоплательщики уже никогда не смогут конкурировать с серыми рынками», - сокрушается председатель совета директоров торговой компании «Мир» Александр Кабанов.

Но чиновники ссылаются на то, что уже предусмотрели компенсационные меры, которые начнут действовать одновременно с введением спецсчетов. По словам замруководителя департамента косвенных налогов МНС Всеволода Леви, предприниматели могут рассчитывать на уведомительный порядок возмещения экспортного НДС, ускоренный возврат налога при капстроительстве и отмену НДС с авансов.

Однако, сокрушается владелица небольшой аудиторской фирмы «Старовойтова и партнеры» Елена Старовойтова, «к малому бизнесу эти компенсационные меры не имеют никакого отношения». Она ссылается на данные Госкомстата, по которым 58% малых предприятий заняты торговлей и общественным питанием, 12% - строительством и только 6% работают в промышленности. «Из всей валовой выручки 2002 г. - 630 млрд руб. - малые предприятия потратили на капвложения всего 11 млрд, экспортом малый бизнес тоже не занимается, - напоминает Старовойтова. - Зато теперь каждому индивидуальному предпринимателю придется завести собственного бухгалтера, аудитора и адвоката». «Получается, что издержки возрастут для всех, а компенсация будет только для крупного бизнеса», - возмущается предприниматель.

Зато у малого бизнеса в отличие от большого есть и возможность вовсе избежать введения спецсчетов. Закон о господдержке малого бизнеса запрещает государству ухудшать условия налогообложения «малышей» в течение первых четырех лет их деятельности, напоминает судья московского арбитражного суда Ольга Михайлова. «Спецсчета однозначно ухудшают положение налогоплательщиков, и, если зарегистрировать новую компанию [малого бизнеса] до предполагаемого вступления в силу поправок в НК [о спецсчетах], она сможет спорить с государством [о необходимости вести расчеты через спецсчета]», - соглашается с Михайловой бывший руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития, налоговый адвокат Михаил Орлов. Правда, Минфин уже подумывает о том, как прикрыть лазейку для ухода «маленьких» от спецсчетов: чиновники опасаются, что ею воспользуются более крупные компании. «Мы пока не знаем, как этому противостоять, но законопроект [о спецсчетах] еще обсуждается, и в него при необходимости можно внести соответствующие изменения», - говорит чиновник министерства.

Закон о господдержке малого бизнеса относит к "маленьким" предприятия с численностью сотрудников не более 100 человек, если они работают в промышленности, строительстве или на транспорте, не более 60 человек - для сельхозпредприятий или научно-технических организаций, не более 50 человек - для организаций оптовой торговли и не более 30 человек - для розничной торговли».

Мысль о том, что нововведения, запланированные Минфином и МНС ни к чему хорошему не приведут, находит свое подтверждение в статье, непосредственно темы НДС-счетов не касающейся. В журнале «Эксперт-Северо-Запад №48» опубликована статья «Айсберг малого бизнеса». Она посвящена соотношению петербургских фирм, работающих в «белом» и «сером» секторе:

«…Общее количество петербуржцев, занятых в сфере малого бизнеса …составляет порядка 600 тысяч человек. Большая их часть, судя по всему, работает в "сером" секторе (более или менее точных данных нет).

...Из 100 тысяч зарегистрированных предпринимателей регулярно отчитываются перед налоговыми органами только 80 тысяч. Оставшиеся 20 тысяч - почти исключительно те, кто прекратил свою деятельность (в рамках данной регистрации), но не выполнил процедуру официальной ликвидации бизнеса по причине чрезвычайной ее бюрократизированности. Общая сумма налогов, поступивших от предпринимателей в городской бюджет в 2002 году, составила 392 млн рублей, то есть примерно 5 тысяч рублей в год с одного предпринимателя. Для сравнения: общая сумма подоходного налога, уплаченная жителями Санкт-Петербурга, составляет около 20 млрд рублей. Получается, что в среднем предприниматель платит меньше налогов, чем наемный работник (8 тысяч рублей).

Если говорить об отраслевой структуре малого бизнеса, то она отражает скорее историю российских реформ, нежели потребности рынка: подавляющее большинство - 80% предпринимателей заняты розничной торговлей. Среди малых предприятий 50% занимается торговлей, 25% общественным питанием и только 17% - производством. Итак: "белый" сектор малого бизнеса мелок, имеет плохую отраслевую структуру и почти не платит налогов.

Полномасштабного исследования этого («серого»- В.В.) сектора никто, похоже, не проводил. Но, по мнению экспертов, его отраслевую структуру можно примерно определить из личного опыта и предложений, публикуемых в газетах частных объявлений. Самые массовые отрасли, на наш взгляд, таковы: частный извоз, услуги по ремонту квартир, мелкий авторемонт, обучение на дому, сдача жилья в аренду, помощь по дому (няни, домработницы), частная медпрактика, ветеринария, ремонт бытовой техники и мебели, торговля «вразнос» (в том числе цветами) в метро и электричках, сетевой маркетинг.

Сколько петербуржцев занято в этих сферах «серого» сектора, можно определить с помощью грубой прикидки. Численность «частных таксистов» составляет 50-100 тысяч человек (исходя из примерно 1 млн зарегистрированных в Санкт-Петербурге личных автомашин). В частных авторемонтных мастерских работает около 10-20 тысяч человек (не менее одного мастера на 50-100 личных авто). Репетиторством занимаются по крайней мере 10 тысяч человек (не менее одного преподавателя на 100 учащихся, или даже трети преподавателя). Услуги по ремонту квартир оказывают 20-30 тысяч человек (по данным МИК «Гортис», 310 тысяч семей делали ремонт в этом году, а рынок «в тени» на 90%)».

Трудно не понимать в таких условиях, куда загонят отечественный мелкий бизнес НДС-счета. Трудно, но, судя по действиям Минфина и МНС, возможно.


Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости