Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Далеко ли до кризиса?

Увы, не проходит месяца, чтобы отечественные СМИ не поднимали вопрос о возможности экономического кризиса в России? Известные журналисты с мазохистским сладострастием смакуют очередные признаки близкого дефолта или еще чего-то столь же «приятного».

Вот «Независимая Газета» (2-04) публикует статью с «жизнеутверждающим» заголовком «Призрак нового дефолта»:

«Вчерашний день оказался далеко не смешным для макроэкономики. Как стало вчера известно из сообщения Центробанка, по итогам 2003 года задолженность страны перед нерезидентами в долларовом эквиваленте выросла на 18,8%, достигнув астрономической цифры в 182 миллиарда долларов.

Одним махом ведомство Сергея Игнатьева развенчало иллюзию о благополучном экономическом развитии страны.

...Действительно, долг России как государства перед внешним миром быстро уменьшается. А вот предприятия, как выяснилось, действуют вопреки этой тенденции, во всевозрастающих масштабах заимствуя за рубежом.

Сигнал тревожный, и это ясно даже неспециалисту. Стоит, во всяком случае, вспомнить 1997 год, когда столь же активно валютные кредиты за рубежом брали банки и государство. Когда цены на нефть упали, приток в страну нефтедолларов иссяк, рухнул курс рубля и кредиты отдавать было нечем. Результат печально известен – дефолт и массовый крах казавшихся незыблемыми столпов финансовой системы.

Абсолютно те же симптомы наблюдаются и сегодня. Только крупные кредиты берут теперь предприятия, задыхающиеся от нехватки денег. ...Ситуация, конечно, пока не катастрофическая. Однако очень неприятная. Если цены на нефть опять упадут – а рано или поздно это обязательно случится, – призрак нового дефолта встанет перед страной во всей красе».

Проходит три дня и сайт «Утро.РУ» публикует статью с похожим названием - «Призрак нового дефолта нашли и не обезвредили»:

«...Выступая 1 апреля в эфире радиостанции "Эхо Москвы", министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил о том, что в 2005 г. России предстоит выплатить по внешнему долгу $19 миллиардов. При этом, не без гордости пояснил министр, для осуществления выплат ей не потребуется прибегать к стратегическому резерву – стабилизационному фонду. Для этого планируется использовать другие инструменты, включая внешние заимствования. В 2003 г., по словам главы Минфина, Россия успешно преодолела "первый пик" внешних платежей, составляющих $17 млрд., "второй пик" придется на 2005 год.

... Тем временем, пока Алексей Кудрин рассказывал о героическом преодолении Минфином пиков внешних выплат, на сайте Банка России любой пользователь мог почерпнуть информацию о состоянии внешнего долга России несколько иного характера. По данным ЦБ, по итогам 2003 г. внешняя задолженность России в долларовом эквиваленте выросла на 18,8%, достигнув внушительной цифры в $182 миллиарда.

Объем внешнего долга органов государственного управления РФ (непосредственно долг государства) в 2003 г. вырос с $97,7 до $99 миллиардов (+1,3%). Задолженность в категории "Долг бывшего СССР" выросла за год с $55,7 до $57,9 миллиарда. Долг по кредитам стран-членов "Парижского клуба" увеличился с $39,2 до $42,7 миллиарда. Что касается задолженности перед мировыми финансовыми организациями (без учета МВФ), то ее объем за 2003 г. снизился с $6,8 до $6,6 млрд; долг перед МВФ снизился с $6,5 до $5,1 миллиарда.

Однако главной особенностью нынешнего увеличения внешней задолженности стал рост не государственного долга, а долга частных компаний. В категории "Банки" (без участия в капитале) рост за 2003 г. составил 74,6% – с $14,2 до $24,8 миллиарда. Основная доля этого роста приходится на иностранные кредиты российским банкам, доля которых за год выросла с $5,3 до $12,9 млрд (+143,4%). Значительный рост наблюдается также в категории "Нефинансовые предприятия" (без участия в капитале) – с $33,8 до $50,3 миллиарда.

...Похожая ситуация наблюдалась в 1997-98 гг., когда российские банки и компании усиленно занимали на Западе, тут же вкладывая занятое в рынок ГКО. Сегодня, ввиду невозможности финансирования "короткими" деньгами крупных и долгоокупаемых проектов, а также по причине отсутствия явных финансовых пирамид занятые "по дешевке" деньги инвестируются в более мелкие и конъюнктурные проекты, связанные преимущественно со строительством и недвижимостью.

Складывающуюся ситуацию пока нельзя назвать критической, но нужно отдавать себе отчет в том, что со временем она легко может оказаться таковой. Аналогии с ситуацией конца 90-х делаются все более отчетливыми. Это происходит по мере того, как вместилищем растущих инвестиций становится не вся экономика, а ее сравнительно узкий (и довольно неустойчивый) сегмент, завязанный на растущий сырьевой экспорт и первую его производную – строительно-жилищный бум. Пирамиду рынка недвижимости пока еще рано сопоставлять с рынком ГКО образца 98-го года, хотя темпы, идеология роста, а также порядок цифр уже вполне сопоставимы».

«Долги растут как на дрожжах» вторит коллегам «Газета.РУ» (2-04):

«Российские внешние долги стремительно растут – по данным ЦБ РФ, за прошлый год показатель вырос на 18,8%. Правда, растет в основном не государственный долг: заемщикам – российским банкам и корпорациям – удалось завоевать доверие западных финансистов.

Рост российских внешних долгов можно оценивать как позитивный фактор, считают большинство аналитиков. Это означает, что отечественным заемщикам наконец удалось завоевать доверие западных финансистов. Как считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, в конечном итоге эти деньги работают на нашу экономику.

...Алексей Воробьев, аналитик компании «Атон», отметил, что ему непонятно, за счет чего вырос госдолг: кредитов РФ не брала. А если опираться на данные Минфина, государственный долг, наоборот, сократился. Видимо, все дело в методологии расчета – похоже, у Минфина и ЦБ они разные, считает аналитик.

Значительно более серьезный рост показали корпоративные и банковские долги. Эксперты отмечают, что весьма существенной оказалась доля заимствований со стороны кредитных организаций, которые в 2003 году набрали дешевых кредитов на $24,8 млрд (в 2002 году – $14,2 млрд).

Аналитики утверждают, что банкам удалось прилично заработать на разнице между стоимостью заемных денег и теми процентами, под которые они размещались в России.

Банкиры не скрывают, что всегда мечтали заняться спекуляциями такого рода, но не было возможности: денег не давали. А сейчас доверие иностранцев завоевано, и капиталы приходят в Россию.

Первый квартал текущего года показал, что активность российских заемщиков не снижается: они уже выпустили евробондов на $2 млрд (в прошлом году корпорации разместили евробумаги на $8,7 млрд) и не думают останавливаться. Эксперты считают, что заемщики торопятся выйти на рынок. И уверены, что спешат они не зря. Наталия Орлова считает, что «уже летом ситуация на рынке может кардинально поменяться: изменится направление движения потоков капитала. Это связано с прекращением укрепления рубля».

...Рост внешних долгов почти на 19% за год Наталия Орлова не считает проблемой для государства. По ее мнению, все дело в соотношении двух показателей – национального ВВП и доли внешних долгов. Сейчас соотношение внешнего государственного долга к ВВП составляет около 40%, что в принципе не является чрезмерной величиной, уверена аналитик. По ее мнению нормальным является соотношение в 60%.

Общий внешний долг России за 2003 год увеличился с $153,2 млрд до $182 млрд. Внешний долг (перед нерезидентами) органов государственного управления возрос с $97,7млрд до $99 млрд. В том числе новый российский долг – $39,8 млрд, долг бывшего СССР – $57,9 млрд. Органы денежно-кредитного регулирования должны нерезидентам $7,8 млрд. Задолженность банков (без участия в капитале) выросла в 2003 году с 14,2 до $24,8 млрд. Долг нефинансовых предприятий (без участия в капитале) также вырос с $33,8 до $50,3 млрд».

Еще более хлесткий заголовок придумал для статьи о проблемах нашей экономики Николай Павлов из «Московского Комсомольца» (2-02) – «Тупик как путь развития России?». Правда, речь в ней идет уже не о долгах:

«Интересные дела продолжают разворачиваться в родном Отечестве на потеху достопочтенной публике. К сверхзадаче удвоения ВВП прибавились еще две, не менее актуальные и значимые. Мы теперь боремся с бедностью, причем в очень сжатые сроки. Остается надеяться, что не путем уничтожения бедных. Одновременно во главу угла (в очередной раз!) выдвинуто и другое направление активных действий правительства - налоговая реформа, значительную часть которой составляет снижение налогового бремени на бизнес. И все вроде хорошо, да как-то не стыкуются эти лозунги. Снизишь налоговый пресс - не хватит на повышение пенсий. Основная категория бедных - исключительно пенсионеры. Бюджет - как тришкин кафтан: натянешь на одно место - оголится другое.

Образовавшиеся бреши планируют закрыть с помощью нефтянки. То есть сапожная мастерская - это для властей бизнес. А нефтянка вроде как и к бизнесу не относится, ей никакая помощь не нужна. В общем-то, другого от государства ожидать и не приходится. Чиновники никогда не смотрели на нефтянку как на бизнес, а исключительно только как на дойную корову, которой какой план на надои ни спусти сверху - все выполнит.

...Так, в 2002 году был введен новый налог - на добычу полезных ископаемых, повысились акцизные ставки на нефтепродукты, изменился порядок взимания платежей за пользование недрами и порядок расчета экспортной пошлины на нефть. В прошлом году порядок расчета вывозной пошлины опять пересчитали, еще раз повысили ставки акциза на нефтепродукты и изменили порядок его взимания. В общем, уровень налоговой нагрузки вполне достиг мирового - при высоких ценах на нефть он увеличивается, так как носит прогрессивный характер, и достигает 78% от прибыли. Уже сегодня доля налогов нефтянки в бюджете в пять раз выше, чем доля всей отрасли в ВВП, - вот такой перекос.

...Налоговую систему теперь выстроили не в соответствии с абстрактными пожеланиями, а с учетом мировой конъюнктуры, прибыльности. Но самое главное - именно на законодательном уровне были определены все ставки, все элементы налогообложения, что должно было исключить произвол властей любого уровня и шараханья из стороны в сторону. Словом, стабильность, прозрачность, экономическая обоснованность и простота новой налоговой системы позволяли сделать вывод о приведении ее в соответствие сложившейся мировой практике налогообложения. Правда, если при старой системе ресурсного налогообложения в параметрах 2001 года плата государству составляла 336 рублей за выкачанную тонну нефти, то после упрощения государство с каждой тонны стало получать от нефтяников уже 640 рублей с каждой тонны.

...В результате изменений последних лет ссылаться на сверхприбыли - излюбленную тему для критики как справа, так и слева - уже не приходится. Как бы ни пытались нас уверить в обратном чиновники, большую часть сверхдоходов от высокой цены получают сейчас не компании, а само государство. Так, если в диапазоне цен от 15 до 25 долларов за баррель с каждого доллара повышения цены в доход компаний шло 35 центов, то при цене свыше 25 долларов за баррель - уже всего 30, а 70 центов с каждого доллара уходило в государственный карман.

За период с 1999 по 2003 годы налоговые платежи с 1 тонны добытой нефти выросли с примерно 30 долларов за тонну до 66, а общая сумма платежей в российский бюджет увеличилась с 9,1 миллиарда долларов до почти 28 миллиардов. И это при том, что добыча нефти за это же время выросла всего лишь на примерно 38% (с 321 миллиона тонн до 421). В общей сложности от дохода, полученного от реализации нефти на внешних рынках, самим компаниям осталось всего лишь 27%.

...Цифр, характеризующих состояние отрасли, еще очень и очень много. Ими можно увешаться с ног до головы, словно елочными игрушками, в них можно утонуть. Но главное в другом. Обозначив несколько стратегических целей для развития страны на ближайший период, мы выбираем такие способы и пути ее достижения, которые ведут совершенно в другую сторону.

- Зависимость между ценой на нефть и ростом ВВП - нелинейная. На рост влияет комбинация внешних и внутренних факторов, - недавно заявил один из заместителей министра экономического развития.

...А почему тогда в сценарных прогнозах развития экономики страны темпы ставятся в зависимость от цены барреля? Черным по белому написано: при среднегодовой цене Urals (сорт нефти) 20 долларов за баррель темпы экономического роста составят 4,8-4,9%, а при цене 24 доллара за ту же мерку - 5,8-6,1%. При любых сценариях не обойтись без роста добычи нефти к 2010 году ориентировочно до уровня 550 миллионов тонн в год с нынешних 420. А это потребует и строительства новых нефтепроводов, и более интенсивного освоения и разведки месторождений, и обновления основных фондов, и еще много чего, что можно назвать одним коротким и емким словом - инвестиции.

...Темпы роста экономики и, соответственно, развития страны действительно зависят от нефтянки не совсем линейно. Она - не только и не столько добыча, переработка и продажа нефти, сколько развитие машиностроения, науки, транспортных систем. 14% - такова доля нефтяной промышленности в общей структуре ВВП.

...И четверть всех заказов машиностроения обеспечивает столь нелюбимая властями нефтянка. Это в нынешнем состоянии. А в условиях, когда на повестке дня стоят строительство новых трубопроводов и освоение новых месторождений, машиностроение и металлургия могут расти опережающими темпами только за счет нефтяных заказов.

...У нас под боком - гигантский стратегический потребитель - Китай, который развивается темпами, вызывающими зависть у остальной части земного шара. У нас под боком - столь же стремительно наращивающая свою экономику Индия и другие страны Юго-Восточной Азии, та же Япония, в конце концов. Определенный нефтяной голод начинают испытывать и Штаты. И в этих условиях снижается добыча нефти и в Мексиканском заливе, и в Северном море. Обладая в принципе таким же потенциалом, как и страны ОПЕК, мы тем не менее не играем той же роли, что и они. Потому что все наши поставки идут в одну сторону - по тем транспортным артериям, которые были построены еще в СССР. Наши поставки зависят и от стран Восточной Европы, и от государств, контролирующих проливы. Газ, конечно, не нефть, но батька Лукашенко весьма эффектно показал, как можно накинуть удавку на экспортно ориентированные отрасли. Пора понять, что без диверсификации поставок, без активного вхождения на новые рынки стран и континентов нам ни места России в современном мире не завоевать, ни настоящую разностороннюю экономику внутри страны не построить. Планы новых трубопроводных систем Ангарск-Дацин, Ангарск-Находка, Мурманской ТС, 2-й и 3-й очередей БТС так и останутся прожектами без инвестиций, необходимость которых оценивается минимум в 22 миллиарда долларов в год. А в условиях, когда мертвым грузом лежит так называемый стабилизационный фонд (бабушкин чулок в государственных масштабах), а на добывающие компании накидывают налоговую удавку, возможность инвестирования становится все более и более призрачной».

Конечно, можно объявить всех наших журналистов, пишущих о возможном кризисе, пессимистами. Но пессимист, как известно, - это хорошо информированный оптимист. Так что не будем пренебрегать и такими прогнозами.


Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости