Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Буду резать, буду бить...

 
«Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить».


Известная детская считалочка

В понедельник 19 апреля грянул гром. СМИ с особо садистским рвением начали распространение высказываний известных отечественных господ и не слишком известного у нас зарубежного деятеля, в которых звучал не слишком завуалировано известный революционный лозунг «Грабь награбленное».

Вот, как выглядели, например, в интерпретации «Независимой Газеты» (статья «Степашин будет забирать собственность «точечно») последние выступления руководителя Счетной Палаты:

«Председатель Счетной палаты РФ (СП) Сергей Степашин дал понять, что к отдельным российским предприятиям и бизнесменам его ведомство намерено предъявить серьезные претензии. «По точечным объектам, по конкретным предприятиям, где были грубейшие нарушения приватизации, где есть материалы Генпрокуратуры, мы к этим вопросам можем вернуться, чтобы неожиданностей «Апатита» и крупнейшей компании ЮКОС больше не было», – заявил Степашин в ходе заседания круглого стола «Итоги приватизации и стратегия развития экономики России».

...Кроме того, он назвал методы приватизации «пиратскими» и отметил, что «от приватизации 145 тысяч предприятий бюджет получил 9,7 млрд. долл. – ровно столько оставили российские туристы за рубежом только в прошлом году». При этом глава СП продолжает уверять общественность и бизнес-сообщество, что «пересмотра итогов приватизации не будет». Действительно, тотальную «зачистку» отдельных предприятий, как это происходит с ЮКОСом, сложно назвать «пересмотром итогов приватизации», скорее это похоже на преследование по личным или политическим мотивам. Это косвенно подтвердил и сам Степашин, сказав, что «в конце года нам нужно поставить все точки над «i» в вопросах приватизации – это и экономическое и политическое решение».

О том, кто войдет в число «нескольких», пока можно только догадываться, но если судить по высказываниям Сергея Степашина, то кандидаты уже есть. В первую очередь это компания «Сибнефть» и губернатор Чукотки Роман Абрамович. Глава Счетной палаты, еще до окончания проверки этой компании и региона, продолжает выдвигать претензии.

...Степашин фактически поделил бизнес на «неприкосновенных», которым будет прощаться все, и «плохих», которым будут припоминать все недочеты в работе за последние десять лет.

Учитывая, что СП собирается предъявлять претензии «Сибнефти» по оптимизации уплаты налогов с помощью «внутренних офшоров» (ранее Степашин озвучил даже сумму претензий – 10 млрд. руб.), то автоматически в черный список попадают все компании, пользовавшиеся услугами регионов с режимами льготного налогообложения. Таким образом «несколько объектов» автоматически превращаются в сотни. Вообще, судя по всему, все компании, у которых есть проблемы с налоговыми органами, попадают в зону риска пересмотра итогов приватизации.

...Не стоит ожидать спокойной жизни не только Роману Абрамовичу, но и другим олигархам. По мнению главы СП, они главная проблема для развития отечественной экономики. «Сверхконцентрация финансовых ресурсов в руках немногих породила феномен российского олигархического капитализма, который стал препятствием на пути развития современной банковской системы, кредита и рынка инвестиций для нового растущего бизнеса в технологически передовых отраслях», – заявил он.

...Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадий Вольский, выслушав Сергея Степашина, сказал следующее: «Счетная плата проводит правильную проверку, а потом, когда будут выявлены нарушения, можно будет говорить о мерах, которые вернули бы государству утраченные деньги». Единственное, на что пока не готов соглашаться Вольский, – это на лишение бизнесменов свободы.

...Но без «посадки» предпринимателей скорее всего не обойдется. «Очевидно, будут отдельные дела, которые относятся к уголовным», – заявил еще один «друг» бизнеса глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков. В этом аспекте фраза Сергея Степашина «наша работа обращена не в прошлое, а в будущее» выглядит весьма зловеще».

Никак не связанная с российскими реалиями швейцарская «Neue Zuercher Zeitung» позволяет себе высказываться еще более откровенно. Статья в этой газете называется «Россия: Кампания, направленная против приватизации»:

«Глава российской Счетной палаты выступил в прошедшую субботу с жесткой критикой приватизации, проводившейся в девяностые годы, и сообщил, что его ведомство приступило к пересмотру ее результатов. С тем, чтобы сделать возможным русское экономическое чудо, необходимо, по его словам, еще в этом году преодолеть негативные последствия «пиратской приватизации». Впрочем, своими заявлениями он может вызвать совершенно иную реакцию.

Собственно, старый политический профи вряд ли может выступать с подобными заявлениями необдуманно: Сергей Степашин, руководитель российской парламентской Счетной палаты, в прошедшую субботу разобрал приватизацию девяностых годов по косточкам. Петербуржец, выходец из среды представителей органов безопасности (так называемых «силовиков»), сам в 1999 году возглавлявший в течение трех месяцев российское правительство, видимо, не мог не понимать, что свои заявления на конференции в Москве, посвященной вопросам приватизации, он делает в обстановке обостряющегося кризиса вокруг концерна ЮКОС.

...На конференции Степашин заявил, что приватизация в девяностые годы осуществлялась «пиратскими методами». Она, по его словам, способствовала тому, что возник олигархический капитализм, и некоторые люди несправедливо имеют большие доходы благодаря полученной на слишком льготных условиях собственности. Высокая степень концентрации собственности, - прежде всего, в сырьевом секторе - препятствует экономическому развитию и диверсификации экономики, утверждал выпускник московской Военно-политической академии имени Ленина.

Хотя в своем выступлении Степашин приводил статистические экономические данные, будто, тщательно изучив до этого недавно появившееся исследование Всемирного банка, выводы из этих данных он сделал иные, потребовав активнее освобождать правительство от советов зарубежных экспертов.

...Сегодня перед политикой стоят иные задачи и необходимо искать самостоятельные пути, заявил Степашин. С тем, чтобы стало возможным русское экономическое чудо, необходимо найти новые формы экономического, политического и организационного партнерства между государством, обществом и частным предпринимательством. После этого глава Счетной палаты заявил, что его ведомство собирается еще раз проверить результаты приватизации девяностых годов. Стало уже ясно, что народное достояние было продано по слишком низкой цене. В результате приватизации 145 000 предприятий государство получило за последние десять лет всего лишь 9,7 млрд. долларов США, что соответствует сумме, которую россияне тратят в течение одного года в ходе своих зарубежных поездок. Многочисленные изменения, произошедшие с тех пор, делают невозможным проверку результатов приватизации в полном объеме, заявил Степашин, успокаивающе сказав, что речь не идет о национализации собственности. Однако государственные органы могут в ближайшее время вернуться к этому вопросу, сказал многозначительно Степашин, в отношении отдельных предприятий, о которых известно, что они приватизировались с большими нарушениями законодательства, и если на этот счет у прокуратуры имеются документы.

...Характерно, что председатель ведущего Союза предпринимателей Аркадий Вольский, представляющего интересы экономики, открыто выступать против политика Степашина не решился. Государство, разумеется, имеет право знать, обокрали его или нет, сказал он, добавив, однако, что предприниматели проявляют осторожность и встречают новые проверки, проводимые Счетной палаты, которые затронут многих из них, со смешанными чувствами. Если обнаруживаются ошибки, то, например, для незаконно полученной собственности можно было бы ввести специальный налог, и пустить полученные доходы на борьбу с бедностью, предложил руководитель экономического объединения. Но нельзя, однако, бросать за решетку за проступки периода приватизации успешно работающих предпринимателей или грабить их предприятия.

То, что в настоящее время предпринимательство России охватывает страх, в этом нет никаких сомнений. Никто из олигархов не желает каким-нибудь неверным словом вызывать гнев обретшего снова силу Кремля. Однако в частных разговорах многие дают понять, что они опасаются намерений якобы так заботящихся об общественном благе политиков, требующих во весь голос пересмотра итогов приватизации. Многие видят за всем этим не благородные цели, а желание произвести новое перераспределение собственности. Россия, в известной мере, очень коррумпированная страна. Политики никогда практически не живут на мизерную официальную зарплату. Люди, выгадавшие от взяточнической приватизации девяностых годов, - в основном союзники бывшего президента Бориса Ельцина. Опасения по поводу того, что для «силовиков», пришедших к власти при Владимире Путине, главное заключается в том, чтобы обеспечить себе больший кусок от пирога, кажутся не такими уж и беспочвенными.

...Поэтому туманными угрозами по поводу масштабной ревизии приватизации политики открывают русскому экономическому чуду не лучшие перспективы. Они, наоборот, усиливают чувство неуверенности и страха репрессий. Предприниматели не очень-то собираются улучшать прозрачность своих фирм. Вместо этого они надеются на безопасность, обретенную благодаря закулисным соглашениям и сложным схемам маскировки.

«Посчитать и отобрать» - вторит подозрениям швейцарцев российская газета «Время Новостей»:

«Несмотря на многолетние заверения властей и лично Владимира Путина о том, что итоги приватизации пересматриваться не будут, российским владельцам «заводов, газет, пароходов» все же придется пережить немало нервных минут. Это им гарантирует глава Счетной палаты Сергей Степашин, задумавший провести силами своего ведомства проверку итогов приватизации за последние десять лет. Причем, судя по заявлениям г-на Степашина, российский бизнес могут ждать действительно нелегкие времена, если, конечно, будет принято политическое решение дать ход антиприватизационным наработкам Счетной палаты, использовать которые примется Генпрокуратура.

...Учитывая несовершенство и противоречивость приватизационного законодательства начала 90-х годов и методы, которые использовались влиятельными группами в борьбе за бывшую госсобственность, можно смело предполагать, что нарушения можно выявить практически в любой приватизационной сделке. Что произойдет потом, спрогнозировать несложно: избирательное судопроизводство, о котором сегодня не говорит только ленивый, примет совершено немыслимые масштабы.

Г-н Степашин уже начал активную пиар-кампанию своей инициативы, видимо, надеясь привлечь побольше сторонников. И привлекает. Несмотря на то что от реализации идеи главы СП может пострадать в первую очередь крупный бизнес, ее поддержал руководитель «профсоюза олигархов» Аркадий Вольский.

...Похоже, г-ну Степашину пока никто не объяснил, что его начинание может привести к срыву выполнения поставленной президентом задачи удвоения ВВП. Ведь незащищенность собственности вряд ли будет способствовать привлечению в страну инвестиций (сам г-н Степашин говорит, что, по оценкам экспертов, для модернизации российской экономики необходимо не менее 200 млрд долл. инвестиций в год). Скорее наоборот, мы вновь станем свидетелями крупномасштабного оттока частного капитала.

...Похоже, впору посоветовать главе Счетной палаты чаще вспоминать крылатое выражение более умудренного опытом российского политика, ныне работающего на Украине: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Газета «Ведомости» добавляет к истории обсуждения животрепещущего вопроса новые штрихи, после чего происходящее начинает чрезмерно напоминать театр абсурда. Как утверждал уже процитированный выше выдающийся отечественный златоуст: этот призрак (имелся в виду призрак коммунизма) рыскал, рыскал по Европе, нигде не задержался, только у нас. Также выглядит и участие в полемике по поводу российской приватизации «варяжского гостя», нобелевского лауреата и бывшего главного экономиста Всемирного банка Джозефа Стиглица. Вот что рассказывают об этом «Ведомости» в статье «Продешевили»:

«Российское государство заработало на приватизации куда меньше, чем могло бы. Как выяснила Счетная палата (СП) , от продажи 145 000 госпредприятий казна получила всего $9,7 млрд - столько же, сколько российские туристы оставили за рубежом в одном 2003 г. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц на прошлой неделе приехал в Москву со своим рецептом исправления ошибок прошлого.

Бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц заявил, что олигархи - или владельцы крупнейших сырьевых компаний - должны доплатить. Для начала правительство должно научиться забирать у сырьевых экспортеров 90% сверхприбыли от извлечения природной ренты (сейчас, по различным оценкам, в распоряжении олигархов остается 40 - 50% сверхдоходов). А владельцев крупных компаний, приватизированных в свое время за бесценок, государство могло бы, по мнению Стиглица, обложить налогом в размере "10% совокупного дохода от первоначальных вложений". Он предлагает взимать этот налог при продаже активов таких компаний.

...Председатель Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский считает, что легитимизировать приватизацию следует «через уплату налогов из нечестно завоеванной собственности». Как вариант - олигархи могли бы направить «эти большие деньги на ликвидацию бедности», считает Вольский. Стиглиц возражает на это, что новообретенная «социальная ответственность» бизнеса не компенсирует ущерб от несправедливостей прошлого десятилетия.

Аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов, который как раз отвечает за проверку приватизации, видит своей основной задачей «разделить предприятия на «черных» [приватизированных с нарушениями] и «белых», не нарушая интересы добросовестных приобретателей». Рассуждения Стиглица о восстановлении социальной справедливости, нарушенной в ходе начального этапа реформ, кажутся ему оторванными от реальности. «Откуда было взяться [полноценной] платной приватизации в начале 1990-х, когда хоть какие-то деньги были только у кооператоров, теоретиков приватизации - в виде западной финансовой помощи - и красных директоров? - недоумевает аудитор. - Они и скупили госсобственность, которая была бесплатно роздана трудовым коллективам».

По мнению Игнатова, государству сейчас следует сконцентрироваться не на пересмотре итогов приватизации, а на грамотном управлении госсобственностью и выгодной для бюджета приватизации земли. А главный экономист "Тройки Диалог " Евгений Гавриленков считает порочной идею Стиглица вернуться к пересмотру приватизации сырьевых предприятий. По его мнению, помощь американских советников была бы более продуктивной в реструктуризации несырьевых отраслей, а не при переделе собственности в ТЭКе».

Честно говоря, возникает вопрос: почему уважаемый г-н Стиглиц не предложил до сих пор такую же схему, к примеру, правительству США, где «приватизация» ряда отраслей вообще проходила когда-то вооруженным путем? И какую премию ему дали бы за подобные советы. Ан нет, лезет почему-то к нам г-н Стиглиц с подобными инициативами, прямо как призрак коммунизма.

И последнее. Известнейшее английское издание «The Times» опубликовало статью «Россия намекает, что когда-нибудь амнистирует своих олигархов», основанную на высказываниях министра финансов Алексея Кудрина:

«...Министр финансов России Алексей Кудрин намекнул, что Москва в ближайшие 4 года может даровать амнистию олигархам, если они будут следовать «новым правилам».

Г-н Кудрин послал сигнал, что эти правила будут включать полную выплату налогов и ограничение участия в политике. Он сказал: «Первым делом нужно понимать свою ответственность. Разумеется, оптимизация налогов будет существовать всегда. Однако мне представляется, что социально ответственный человек не должен прятаться от налогов. Второе, благотворительность. Третье, никому не запрещено заниматься политической деятельностью, но желательно, чтобы эта политическая деятельность способствовала развитию страны».

Правительство, однако, считает, что, учитывая отрицательное отношение народа, рано даровать амнистию прямо сейчас.

...Российские власти намерены получить недоимки по налогам с компании ЮКОС в сумме 3 млрд. долл. США и с компании «Сибнефть», контролируемой владельцем футбольного клуба «Челси» Романом Абрамовичем, - в сумме 1 млрд. долл. США. Ожидается, что сегодня г-н Кудрин попытается успокоить страхи инвесторов, что арест г-на Ходорковского по обвинениям в уклонении от уплаты налогов и в мошенничестве возвещал о начале всеобщего наступления на бизнес.

...Президент Путин высказал мнение, что некоторые приватизационные сделки могут быть пересмотрены, если выяснится, что бизнесмены нарушили закон.

Г-н Кудрин сказал, что уголовные дела против г-на Ходорковского и Платона Лебедева, еще одного вкладчика ЮКОСа, оказали позитивный эффект.

«Уже есть некоторые результаты; многие бизнесмены решили стать более прозрачными и честными, чтобы застраховаться от подобных акций со стороны правоохранительных органов», - сказал он».

Итак, судя по всему, начался новый раунд борьбы власти с бизнесом. Как в детской считалочке, власть уже пообещала «резать и бить», а «водить» придется, видимо, малому и среднему бизнесу, который испытает на себе всю мощь давления тех структур власти, которым ЮКОС с «Сибнефтью» не по зубам, а «резать и бить» хочется очень. При этом предприниматели средней руки не имеют возможности уехать в собственный замок на Британских островах, где можно безбедно существовать. Впрочем, чьи чубы трещат, когда паны дерутся, ясно заранее.


Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости